На сайтах университета и филиалов мы вводим новую рубрику «Пишем летопись университета», посвященную страницам богатой и многообразной истории Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – флагмана морского образования. Эти страницы будут интересны преподавателям и сотрудникам, курсантам и студентам университета, всем, кому дорога история нашей страны, ее флота и морского образования России.
Один из филиалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – Арктический Морской институт имени В.И. Воронина в городе Архангельске. 23 марта (12 марта по старому стилю) 1781 года – день открытия первой русской мореходной школы в Холмогорах, готовившей судоводителей для торгового флота.
В этот день высочайшим указом императрицы Екатерины Второй Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Алексею Петровичу Мельгунову было предложено учредить в Холмогорах мореходную школу. Почему выбор пал на уездный город, расположенный на Северной Двине в 80 километрах выше Архангельска? Ответ на этот вопрос очень прост: в Архангельске, который перед этим дважды в один год выгорел, увы, не оказалось подходящего здания, а в Холмогорах пустовало казенное строение – архиерейский дом, построенный в XVII веке.
Новая мореходная школа была в ведении Вологодского (позднее Архангельского) приказа общественного призрения. «Учреждаемая в городе Холмогорах мореходная школа, – говорилось в документе приказа, – имеет служить для всех жителей Вологодского наместничества, губернского, областных и уездных городов, так что дети их будут обучаемы наукам, к мореходству потребным, без всякой заплаты».
В мореходной школе полагались следующие классы: российской грамоты и письма, арифметики, геометрии и тригонометрии, купеческой навигации, сферики, астрономии, круглой навигации, морской картографии, голландского, английского, немецкого и французского языков, бухгалтерства (на италианский образец). Намечалось также, что «ежегодно в сей школе будут делаемы экзамены». В Государственном архиве Архангельской области хранится список учеников, в далеком 1781 году впервые севших за столы изучать науки, «мореходству потребные», Их 33, исключительно мужчины, русские.
Занятия в школе начались в октябре 1781 года. Экономом, а фактически заведующим школой стал секунд-майор Михайло Путкин.
Лишь в августе 1782 года в Холмогоры было доставлено пять ящиков с книгами и инструментами. В регистре вещей значились: 2 астролябии, 10 «гантирских шкал», 15 «сектуров», 15 геометрических инструментов, 1 градшток, 1 квадрант, а также логарифмические таблицы, учебники по навигации, астрономии, геометрии, грамматике и азбуки на немецком языке. 31 октября 1782 года был назначен первый официальный директор мореходной школы – капитан 3-го ранга Иван Немчинов.
С 1784 года учеников школы начинают направлять на купеческие суда. Уходящим в море, выдавались специальные паспорта за подписью архангельского губернатора, скрепленные гербовой печатью. Сохранился любопытный документ, датированный сентябрем 1785 года: «Объявитель сего Архангельского наместничества Холмогорской мореходной школы ученик Николай Патракеев отпущен от Архангельского приказа общественного призрения для примечания навигации в море на идущем от архангельского купца Матфея Стукачева в иностранные государства корабле...».
1786 год стал знаменательным в истории училища: мореходную школу переводят в Архангельск. В указе, подписанном Екатериной Второй 4 апреля 1786 года, говорилось: «Мореходную школу, в Холмогорах учрежденную, перевести в губернский город Архангельск для лучшей удобности и выгоды... для того, что ученики будут иметь всегда ввиду адмиралтейство и купеческие суда и, следовательно, более способов к практическому научению». Для школы был подыскан каменный дом казенной палаты в центральной части города с тремя флигелями для квартир директора и учителей и «житья учеников».
Мореходная школа становилась солидным учебным заведением в губернском городе, но ненадолго. Казалось бы, от перемещения в Архангельск школа должна была только выиграть. Уже одно пребывание в портовом городе, где велась внешняя торговля, имелись судостроительные верфи и ученики могли изучать кораблестроение и проходить морскую практику, составляло огромное преимущество. Однако в конце XVIII и начале XIX века для России сложились неблагоприятные условия в торговых отношениях с заграницей. Спрос на подготовку командных кадров для морских купеческих судов упал. Ко всему прочему на ситуацию сильно повлияла и неудачная реформа соединения мореходной школы с главным народным училищем, приведшая к лишению административной самостоятельности школы. Всё это привело к тому, что в 1804 году произошло окончательное закрытие мореходного класса.
Со слов Иустина Сибирцева, в 1898 году написавшего исторический очерк о мореходной школе в Холмогорах, к середине XIX века бывший архиерейский дом «был почти в полуразрушенном состоянии и не сохранял никаких признаков бывшей в нем столь роскошно обставленной мореходной школы», а в памяти жителей Холмогор местность, прилегающая к монастырю, «и до настоящего времени носит название Мореходской слободки».
Тем не менее, состояние мореплавания и торговли на Севере настоятельно требовало открытия здесь морского учебного заведения. Архангельский губернатор Степанов в 1839 году возбудил ходатайство об открытии навигационных классов в Архангельске и Кеми, так как жители этих городов «почти исключительно занимаются морскими промыслами, имеют надобность и охоту к изучению самонужнейших для мореплавания сведений». Проекты Положения о шкиперских курсах были разработаны министром финансов Канкриным и адмиралом Крузенштерном. В ноябре 1841 года шкиперские учебные курсы открываются в Архангельске. Курсами заведовал главный командир Архангельского военного порта капитан 1-го ранга П.М. Трескин. Ежегодное число воспитанников достигало 30-40 человек.
Старейшая в России мореходная школа в Холмогорах была первым профессиональным учебным заведением в Архангельской губернии.
В первой половине 70-х годов ХIХ века на побережье Белого моря в Сумском Посаде, Кушереке, Онеге, Патрикеевке открываются мореходные классы, готовившие штурманов каботажного плавания. В конце 1891 года Архангельские шкиперские учебные курсы были награждены малой золотой медалью «За полезную 50-летнюю деятельность». Из стен Архангельских шкиперских учебных курсов за 60 лет было выпущено боле 200 штурманов, которые вместе с выпускниками Кемских шкиперских курсов и мореходных классов заменили иностранных штурманов. Коммерческий флот Севера обрел определенную независимость. В 1902 году шкиперские курсы были упразднены. Их заменило учебное заведение более высокого ранга – Архангельское торгово-мореходное училище, открытое в 1899 году. Первым начальником училища был назначен В.Г. Козлов, одновременно возглавлявший до 1902 года шкиперские учебные курсы.
Продолжение следует…
С сайта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. По материалам управления внеучебной и воспитательной работы.
1 страница летописи – Арктический Морской институт имени В.И. Воронина: от Екатерины Второй до ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Один из филиалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – Арктический Морской институт имени В.И. Воронина в городе Архангельске. 23 марта (12 марта по старому стилю) 1781 года – день открытия первой русской мореходной школы в Холмогорах, готовившей судоводителей для торгового флота.
В этот день высочайшим указом императрицы Екатерины Второй Ярославскому и Вологодскому генерал-губернатору Алексею Петровичу Мельгунову было предложено учредить в Холмогорах мореходную школу. Почему выбор пал на уездный город, расположенный на Северной Двине в 80 километрах выше Архангельска? Ответ на этот вопрос очень прост: в Архангельске, который перед этим дважды в один год выгорел, увы, не оказалось подходящего здания, а в Холмогорах пустовало казенное строение – архиерейский дом, построенный в XVII веке.
Новая мореходная школа была в ведении Вологодского (позднее Архангельского) приказа общественного призрения. «Учреждаемая в городе Холмогорах мореходная школа, – говорилось в документе приказа, – имеет служить для всех жителей Вологодского наместничества, губернского, областных и уездных городов, так что дети их будут обучаемы наукам, к мореходству потребным, без всякой заплаты».
В мореходной школе полагались следующие классы: российской грамоты и письма, арифметики, геометрии и тригонометрии, купеческой навигации, сферики, астрономии, круглой навигации, морской картографии, голландского, английского, немецкого и французского языков, бухгалтерства (на италианский образец). Намечалось также, что «ежегодно в сей школе будут делаемы экзамены». В Государственном архиве Архангельской области хранится список учеников, в далеком 1781 году впервые севших за столы изучать науки, «мореходству потребные», Их 33, исключительно мужчины, русские.
Занятия в школе начались в октябре 1781 года. Экономом, а фактически заведующим школой стал секунд-майор Михайло Путкин.
Лишь в августе 1782 года в Холмогоры было доставлено пять ящиков с книгами и инструментами. В регистре вещей значились: 2 астролябии, 10 «гантирских шкал», 15 «сектуров», 15 геометрических инструментов, 1 градшток, 1 квадрант, а также логарифмические таблицы, учебники по навигации, астрономии, геометрии, грамматике и азбуки на немецком языке. 31 октября 1782 года был назначен первый официальный директор мореходной школы – капитан 3-го ранга Иван Немчинов.
С 1784 года учеников школы начинают направлять на купеческие суда. Уходящим в море, выдавались специальные паспорта за подписью архангельского губернатора, скрепленные гербовой печатью. Сохранился любопытный документ, датированный сентябрем 1785 года: «Объявитель сего Архангельского наместничества Холмогорской мореходной школы ученик Николай Патракеев отпущен от Архангельского приказа общественного призрения для примечания навигации в море на идущем от архангельского купца Матфея Стукачева в иностранные государства корабле...».
1786 год стал знаменательным в истории училища: мореходную школу переводят в Архангельск. В указе, подписанном Екатериной Второй 4 апреля 1786 года, говорилось: «Мореходную школу, в Холмогорах учрежденную, перевести в губернский город Архангельск для лучшей удобности и выгоды... для того, что ученики будут иметь всегда ввиду адмиралтейство и купеческие суда и, следовательно, более способов к практическому научению». Для школы был подыскан каменный дом казенной палаты в центральной части города с тремя флигелями для квартир директора и учителей и «житья учеников».
Мореходная школа становилась солидным учебным заведением в губернском городе, но ненадолго. Казалось бы, от перемещения в Архангельск школа должна была только выиграть. Уже одно пребывание в портовом городе, где велась внешняя торговля, имелись судостроительные верфи и ученики могли изучать кораблестроение и проходить морскую практику, составляло огромное преимущество. Однако в конце XVIII и начале XIX века для России сложились неблагоприятные условия в торговых отношениях с заграницей. Спрос на подготовку командных кадров для морских купеческих судов упал. Ко всему прочему на ситуацию сильно повлияла и неудачная реформа соединения мореходной школы с главным народным училищем, приведшая к лишению административной самостоятельности школы. Всё это привело к тому, что в 1804 году произошло окончательное закрытие мореходного класса.
Со слов Иустина Сибирцева, в 1898 году написавшего исторический очерк о мореходной школе в Холмогорах, к середине XIX века бывший архиерейский дом «был почти в полуразрушенном состоянии и не сохранял никаких признаков бывшей в нем столь роскошно обставленной мореходной школы», а в памяти жителей Холмогор местность, прилегающая к монастырю, «и до настоящего времени носит название Мореходской слободки».
Тем не менее, состояние мореплавания и торговли на Севере настоятельно требовало открытия здесь морского учебного заведения. Архангельский губернатор Степанов в 1839 году возбудил ходатайство об открытии навигационных классов в Архангельске и Кеми, так как жители этих городов «почти исключительно занимаются морскими промыслами, имеют надобность и охоту к изучению самонужнейших для мореплавания сведений». Проекты Положения о шкиперских курсах были разработаны министром финансов Канкриным и адмиралом Крузенштерном. В ноябре 1841 года шкиперские учебные курсы открываются в Архангельске. Курсами заведовал главный командир Архангельского военного порта капитан 1-го ранга П.М. Трескин. Ежегодное число воспитанников достигало 30-40 человек.
Старейшая в России мореходная школа в Холмогорах была первым профессиональным учебным заведением в Архангельской губернии.
В первой половине 70-х годов ХIХ века на побережье Белого моря в Сумском Посаде, Кушереке, Онеге, Патрикеевке открываются мореходные классы, готовившие штурманов каботажного плавания. В конце 1891 года Архангельские шкиперские учебные курсы были награждены малой золотой медалью «За полезную 50-летнюю деятельность». Из стен Архангельских шкиперских учебных курсов за 60 лет было выпущено боле 200 штурманов, которые вместе с выпускниками Кемских шкиперских курсов и мореходных классов заменили иностранных штурманов. Коммерческий флот Севера обрел определенную независимость. В 1902 году шкиперские курсы были упразднены. Их заменило учебное заведение более высокого ранга – Архангельское торгово-мореходное училище, открытое в 1899 году. Первым начальником училища был назначен В.Г. Козлов, одновременно возглавлявший до 1902 года шкиперские учебные курсы.
Продолжение следует…
С сайта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. По материалам управления внеучебной и воспитательной работы.