Днем рождения российского морского флота считается 20 октября 1696 года (30 октября по новому стилю), когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота «Морским судам быть».
Значительная роль в развитии Российского флота принадлежит Архангельску.
Соломбальская верфь в Архангельске — первая государственная верфь России, заложенная Военным ведомством по приказу Петра 1 осенью 1693 года и положившая начало созданию государственного военно-морского и торгового флота страны.
Первый корабль, законченный постройкой на Соломбальской верфи - «Святой Павел», спустили на воду в июне 1694 года. Подпоры у нового корабля подрубал сам царь Пётр. В том же году судно было отправлено воеводой Архангельска Ф. М. Апраксиным с «казенными» товарами — хлебом, поташом, смолой и лесом — во Францию, но под голландским флагом, так как русского трехцветного флага до 1705 года не существовало.
В 1701 году на Соломбальской верфи было спущено на воду уже шесть кораблей. Строительство судов в Соломбале продолжалось до 1862 года (с перерывом в 1719 — 1733 гг.). Всего здесь было построено 481 судно, в том числе для военно-морского флота — 152 линейных корабля и 81 фрегат. На Соломбальской верфи корабли строились не только для Северного, но и для Балтийского военно-морского флота, а в конце XVIII — начале XIX века также для пополнения молодого тогда Черноморского флота.
Блестящую страницу в историю Соломбальской верфи вписал искусный кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов, работавший здесь с 1824 по 1842 год. За восьмимесячный срок для Черноморского флота в 1826 году им был построен линейный корабль «Азов», выдержавший тяжелые испытания в Наваринском сражении (1827 год) у берегов Греции и прославившей его создателя. В трудном единоборстве «Азов» уничтожил пять кораблей противника. В бою отличились командир корабля капитан 1-го ранга М.П.Лазарев, лейтенант П.С.Нахимов, мичман В.А.Коринилов и гардемарин В.И.Истомин - будущие герои Севастополя в Крымской войне (1853 - 1856 гг.). За этот подвиг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов» «Азов» первым в истории русского военно-морского флота был пожалован Георгиевским кормовым флагом, а на территории Соломбальской верфи кораблю-герою и его создателю был поставлен деревянный обелиск (давно утраченный).
Суда, построенные в Соломбале под руководством отечественных корабельных мастеров из тонкослойной, упругой беломорской сосны и прочной лиственницы, характеризовались отличными мореходными качествами: они были быстроходными, легкими в управлении, прочными и прекрасно приспособленными для плавания среди льдов в северных морях. Стоили корабли при этом в два раза дешевле иностранных аналогов. И обычно корабли, построенные из сосны, служили 6 — 7 лет, а при ремонте — до 10-15 лет. Корабли архангельской постройки из северной лиственницы плавали без ремонта до 15 лет, то есть вдвое дольше.
Соломбальская государственная кораблестроительная верфь была одним из крупнейших промышленных предприятий России и имела исключительное значение для экономического развития Севера. Быстрое развитие кораблестроения дало толчок к производству якорей, цепей, колоколов, пека, парусного полотна, дальнейшему расширению лесопильных производств. Развитие лесной промышленности влекло за собой развитие химических и обрабатывающих технологий.
Соломбальская верфь была пионером парового флота Севера. В l825 году здесь спустили на воду первый пароход для нужд Архангельского порта («Легкий»), а в 1826 году еще один — «Спешный». В 1859 году был спущен на воду пароход в 240 лошадиных сил под названием «Соломбала».
В марте 1862 года по распоряжению императора был закрыт Архангельский военный порт, разоружена Беломорская военная флотилия, ликвидирована кораблестроительная верфь, а ее имущество распродано с торгов. Это было сделано в интересах иностранного капитала и наносило ущерб экономике края. Закрылись многие якорные, прядильные, канатные, пековаренные и другие заводы, а заготовки леса и лесопиление были подчинены интересам западноевропейского капитала. Население Соломбалы сократилось почти вдвое.
Соломбальская верфь занимала часть территории завода «Красная кузница».
По материалам http://архангельск.su
Значительная роль в развитии Российского флота принадлежит Архангельску.
Соломбальская верфь в Архангельске — первая государственная верфь России, заложенная Военным ведомством по приказу Петра 1 осенью 1693 года и положившая начало созданию государственного военно-морского и торгового флота страны.
Первый корабль, законченный постройкой на Соломбальской верфи - «Святой Павел», спустили на воду в июне 1694 года. Подпоры у нового корабля подрубал сам царь Пётр. В том же году судно было отправлено воеводой Архангельска Ф. М. Апраксиным с «казенными» товарами — хлебом, поташом, смолой и лесом — во Францию, но под голландским флагом, так как русского трехцветного флага до 1705 года не существовало.
В 1701 году на Соломбальской верфи было спущено на воду уже шесть кораблей. Строительство судов в Соломбале продолжалось до 1862 года (с перерывом в 1719 — 1733 гг.). Всего здесь было построено 481 судно, в том числе для военно-морского флота — 152 линейных корабля и 81 фрегат. На Соломбальской верфи корабли строились не только для Северного, но и для Балтийского военно-морского флота, а в конце XVIII — начале XIX века также для пополнения молодого тогда Черноморского флота.
Блестящую страницу в историю Соломбальской верфи вписал искусный кораблестроитель Василий Артемьевич Ершов, работавший здесь с 1824 по 1842 год. За восьмимесячный срок для Черноморского флота в 1826 году им был построен линейный корабль «Азов», выдержавший тяжелые испытания в Наваринском сражении (1827 год) у берегов Греции и прославившей его создателя. В трудном единоборстве «Азов» уничтожил пять кораблей противника. В бою отличились командир корабля капитан 1-го ранга М.П.Лазарев, лейтенант П.С.Нахимов, мичман В.А.Коринилов и гардемарин В.И.Истомин - будущие герои Севастополя в Крымской войне (1853 - 1856 гг.). За этот подвиг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов» «Азов» первым в истории русского военно-морского флота был пожалован Георгиевским кормовым флагом, а на территории Соломбальской верфи кораблю-герою и его создателю был поставлен деревянный обелиск (давно утраченный).
Суда, построенные в Соломбале под руководством отечественных корабельных мастеров из тонкослойной, упругой беломорской сосны и прочной лиственницы, характеризовались отличными мореходными качествами: они были быстроходными, легкими в управлении, прочными и прекрасно приспособленными для плавания среди льдов в северных морях. Стоили корабли при этом в два раза дешевле иностранных аналогов. И обычно корабли, построенные из сосны, служили 6 — 7 лет, а при ремонте — до 10-15 лет. Корабли архангельской постройки из северной лиственницы плавали без ремонта до 15 лет, то есть вдвое дольше.
Соломбальская государственная кораблестроительная верфь была одним из крупнейших промышленных предприятий России и имела исключительное значение для экономического развития Севера. Быстрое развитие кораблестроения дало толчок к производству якорей, цепей, колоколов, пека, парусного полотна, дальнейшему расширению лесопильных производств. Развитие лесной промышленности влекло за собой развитие химических и обрабатывающих технологий.
Соломбальская верфь была пионером парового флота Севера. В l825 году здесь спустили на воду первый пароход для нужд Архангельского порта («Легкий»), а в 1826 году еще один — «Спешный». В 1859 году был спущен на воду пароход в 240 лошадиных сил под названием «Соломбала».
В марте 1862 года по распоряжению императора был закрыт Архангельский военный порт, разоружена Беломорская военная флотилия, ликвидирована кораблестроительная верфь, а ее имущество распродано с торгов. Это было сделано в интересах иностранного капитала и наносило ущерб экономике края. Закрылись многие якорные, прядильные, канатные, пековаренные и другие заводы, а заготовки леса и лесопиление были подчинены интересам западноевропейского капитала. Население Соломбалы сократилось почти вдвое.
Соломбальская верфь занимала часть территории завода «Красная кузница».
По материалам http://архангельск.su