Версия для слабовидящих

Морская династия Кокотовых

Продолжаем рассказывать о династиях «архангельской мореходки».

Летом 1943 года в составе каравана судов, следовавшего из Мурманска в Белое море, шёл в охранении боевой корабль Северного флота - тральщик ТЩ-45. Командовал им старший лейтенант Анатолий Иванович Кокотов, обязанности штурмана исполнял Яков Иванович Кокотов, а радистом был Иван Иванович Кокотов. Это родные братья, в разные годы окончившие Архангельское мореходное училище. Кокотов Анатолий Иванович окончил судоводительское отделение в 1928 году, Яков Иванович также судостроительское в 1933, Иван Иванович в 1936 году окончил курсы радистов при морском техникуме.

Они родились в селе Нюхча Карельской АССР, что на берегу Белого моря, в семье потомственного моряка-помора. Интересны их судьбы: братья прошли трудными дорогами войны...

Но особенно насыщена событиями жизнь старшего Анатолия Ивановича Кокотова.

Родился в 1905 году. Кроме двух братьев, было у него и три сестры. Жизнь протнкала как у сыновей поморов. С 9 лет - зуек, кок, матрос на парусниках. Окончил первый курс техникума водного транспорта в Сумском Посаде, продолжать учёбу приехал в Архангельск. Каждое лето ходил на судах по Белому и Баренцеву морям. Летом 1927-го ходил на пароходе "Сосновец" под водительством капитана В. И. Воронина, друга и однокашника его отца по мореходным классам в Сумском Посаде.

После окончания мореходки была учёба в Ленинградском институте инженеров водного транспорта и работа в Северном морском пароходстве.

С началом войны Кокотов написал ходатайство в ЦК ВКП(б) о направлении его на фронт, хотя имел бронь от призыва в армию. Принимал участие в обороне Ленинграда. В декабре 1941 года он самолётом был переброшен через фронт на Северный флот, где в звании младшего лейтенанта начал службу на тральщиках. Дозоры, конвоирование транспортов, высадки десантов, вывоз раненых, отражение налётов авиации, борьба с пожарами в Мурманске и эвакуации складов на Кильдин, поиск немецких подлодок у Новой Земли, траление вражеских мин.

Весной сорок пятого года Анатолий Иванович был направлен на Дунайскую военную флотилию, где стал командиром тральщика, на этот раз речного, а затем и командиром отряда тральщиков. Очищали от мин Дунай и его притоки. Это теперь известно, что Дунай был нашпигован 3318 минами. Тогда же их ещё предстояло найти и уничтожить.

Очищая Дунай и притоки его - Саву и Драву - от мин, старший лейтенант Кокотов в прямом смысле этого слова нёс МИР жителям обоих берегов этих рек: народам Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии Чехословакии, Австрии. В июне 1945 года корабль Кокотов участвовал в параде Победы на Чепельском рейде у Будапешта.

Затем отряд его кораблей обеспечивал строительство частями Советской Армии железнодорожного моста через Дунай у Белграда. Именно за этот мирный подвиг на кителе Анатолия. Кокотова засияли первые трудовые награды: югославский орден "За заслуги перед народом" 2 степени и медаль "За строительство моста через Дунай 1945-1946".

Позже к трём боевым советским орденам прибавится ещё один орден Красной Звезды за очистку дивизионом кораблей А.И.Кокотова экватории Вентспилского порта (Латвия) и островов и гаваней Эстонии от немецких мин и затонувших кораблей. Так что героический труд архангелагородца заслужил благодарность и этих народов. Его наградят ещё орденом Отечественной войны 2 степени и 10 медалями!

Ряд задач по совершенствованию минно-торпедного вооружения выполнил Анатолий Иванович и на Украине, служа на полигоне в Феодосии, а затем в Балаклаве, где он и его супруга Мария Васильевна, тоже участница Великой Отечественной войны, жили, выйдя на пенсию. В Балаклаве они и похоронены.