В ГОДЫ ТЯЖЕЛЫХ ИСПЫТАНИЙ (1941-1945 гг.)
22 июня 1941 года, вероломно нарушив мирный договор, фашистская Германия внезапно напала на Советский Союз.
Резко изменилась жизнь Архангельска. Он стал городом ближайшего тыла со всеми его особенностями. Перестроились на военный лад предприятия, учреждения, организации. Начались тяжелые военные годы, годы героического труда, неимоверного напряжения и лишений. Морской техникум жил общими интересами и заботами, испытывая те же трудности и лишения.
В первые дни войны были призваны в действующую армию и флот директор техникума А. В. Григорьев, преподаватели М. А. Красковский, Л. А. Берген, В. Г. Зыкин, Е. М. Казанцев, начальник учебных мастерских П. П. Денисов. На работу в горком партии переведен преподаватель истории Ф. М. Кузнецов, бывший с 1936 по 1940 год секретарем партийной организации техникума. Директором техникума был назначен Виктор Андреевич Шилов.
Создалось напряженное положение в преподавании специальных предметов: на судоводительском отделении осталось всего два преподавателя, а на судомеханическом — один. Методическая работа почти заглохла. В техникум приглашены были преподаватели-женщины. Из них значительную роль сыграли Г. Е. Митрофанова (техническая механика, черчение) и О. В. Двинина (электротехника).
Уходили на войну и учащиеся. За первые два учебных года был призван 271 человек.
В июне 1941 года техникум окончили: со званием штурмана дальнего плавания 18 человек, со званием судового механика — 31 и лоцманскую группу — 14 человек со званием штурмана малого плавания. Большинство выпускников сразу же были направлены на краткосрочные курсы в военные училища.
В ноябре — декабре того же года потребовалось досрочно выпустить учащихся 4-го курса. Окончили курс 21 судоводитель (из них звание штурмана дальнего плавания двум присвоено заочно, так как в начале экзаменов они были призваны в армию) и 18 судомехаников, из которых звание механика II разряда было присвоено без экзаменов пяти выпускникам, тоже призванным к этому времени на военную службу. Таким образом, более трехсот учащихся техникума встали в ряды защитников Отчизны.
К 1 февраля 1942 года закончили курс 8 слушателей лоцманской группы, в том же году 7 судомехаников II разряда вечернего отделения. В дальнейшем выпусков в техникуме не было до 1945 года.
В военные годы не хватало учебников и пособий. Часть помещений была занята военными организациями. Трудно было с питанием: учащиеся и преподаватели получали 400 граммов хлеба в день, а нор¬мы выдачи продуктов по карточкам были незначительные. Но учебные занятия шли бесперебойно да¬же тогда, когда на город совершались налеты вражеской авиации. К обстановке военного времени стали привыкать. Хотя и в тесноте, но организовали работу кабинетов. Иметь высокие оценки в зачетной книжке по всем предметам! К этому стремились и учащиеся, и преподаватели.
Уже в первый год войны, отодвинув начало учебного года с сентября на вторую половину октября, 250 учащихся техникума, преподаватели, разбившись на 9 бригад, во главе с заместителем директора по учебной части К. М. Бурсиным отправились в Виноградовский район области для оказания помощи колхозам в уборке урожая.
Патриотическая активность коллектива техникума часто отмечалась бассейновой газетой «Моряк Севера». 21 сентября 1941 года газета писала: «Много вещей, белья, обуви сдали в вещевой фонд Красной Армии студенты и преподаватели Архмортехникума. Будущие командиры сдают свитера, шарфы, брюки суконные, теплые шапки, полотенца, носки, холст и т. д.».
16 ноября 1941 года: «Студенты и преподаватели морского техникума с большим удовлетворением встретили инициативу передовых коллективов о сборе средств на постройку танковой колонны «Родина». В техникуме начался сбор средств. За два дня коллектив внес 1000 руб. Сбор денег продолжается».
30 января 1943 года: «Студенты мортехникума активно проводят сбор средств на танковую колонну «Моряк Севера». Только за первый день подписки было собрано 5752 рубля...»
В 1942/-43 учебном году было организовано и проведено 8 воскресников, средства от которых отчислялись в фонд обороны страны. Техникум оказывал помощь семьям фронтовиков.
Весной 1942 года 23 учащихся добровольно решили по три часа ежедневно в течение месяца участвовать в выколке леса изо льда для нужд техникума. Среди этих добровольцев были А. П. Вислых, В. П. Коротун, П. Е. Капустин — в дальнейшем известные капитаны флота.
На смену ушедшим на фронт приходило молодое пополнение. В 1942/43 учебном году было уже четыре группы на 1-м курсе судомеханического и две группы на 1-м курсе судоводительского отделений. Прием на 1943/-44 учебный год определялся планом в 200 человек, фактически было принято — 220.
Условия приема осенью 1943 года были несколько изменены: принимались без экзаменов на первый курс окончившие на «отлично» и «хорошо» 7-е и 9-е классы средней школы, все остальные сдавали вступительные экзамены.
Изменение объектов практики произошло с первых лет войны: учащиеся 1-го курса судомеханического отделения вместо технологической практики в учебных мастерских направлялись на суда, был понижен возраст допускаемых к плаванию (с 16 лет).
В годы войны, учащиеся не посылались на учебные суда в другие бассейны, а проходили плавательскую практику исключительно в Северном морском пароходстве и только в индивидуальном порядке.
В отчете техникума за 1942/-43 учебный год читаем: «...К чести учащихся надо сказать, что боль¬шинство из них, находясь даже в самых неблагоприятных условиях, все же старались программу практики выполнить. 20 человек получили поощрения. Взысканий не отмечено ни в характеристиках, ни в приказах. Рабочий день у большинства был по 12 часов (вахты по 6 часов), что объясняется недоукомплектованностью команд.
Не на словах, а на деле вкладывали учащиеся свой труд в оборону Родины, подвергая жизнь прямой опасности».
Пришел май 1945 года. Уже было известно о взятии Берлина. Против здания бывшей лютеранской кирхи, где находились клуб и столовая училища, на углу набережной имени В. И. Ленина и улицы Карла Маркса стоял особняк, в котором размещалась английская администрация. Еще 7 мая на здании бы¬ли вывешены национальные флаги и англичане, си¬девшие на подоконниках открытых окон, кричали проходившему строю курсантов, идущих из столовой в училище, что война окончена. И верилось и не верилось!
И вот в ночь на 9 мая сидевший у репродуктора дежурный по училищу услышал желанную весть — Победа!
Немедленно по сигналу «Подъем!» были подняты курсанты, командно-преподавательский состав, живший на территории училища. Построились. Глубокой ночью, с развернутым знаменем, в сопровождении оркестра, двинулись по набережной к центру города. Услышав бодрые звуки походного марша, люди выбегали на балконы домов, открывали окна, недоуменно глядя на ночное шествие «мореходки». А из курсантских рядов неслись радостные крики: «Победа!», «Мир!», «Победа!»
Ликующий курсантский строй, дойдя до здания пароходства, свернул на улицу Энгельса и далее по проспекту Павлина Виноградова направился в училище, оповещая население о долгожданной Победе.
Наступил долгожданный мир. Но тяжелы были потери.
При подготовке материала были использованы статьи историка-краеведа, заслуженного работника культуры РСФСР, основателя музея Архангельского мореходного училища имени капитана В.И. Воронина - Геннадия Павловича Попова.
Не вернулись с фронта и многие воспитанники Архангельского морского техникума.
Вспомним о них, погибших со славой! Вспомним и тех, кто вернулся живым из огня войны, отстояв свободу Родины.
Высшей степенью отличия в СССР было звание Герой Советского Союза. Его удостаивались граждане, совершившие подвиг во время боевых операций или отличившиеся другими выдающимися заслугами перед Родиной. В качестве исключения его могли присвоить и в мирное время.
Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда», в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума ВС СССР.
Среди выпускников мореходки –три Героя Советского Союза.
Вспомним о них, погибших со славой! Вспомним и тех, кто вернулся живым из огня войны, отстояв свободу Родины.
Высшей степенью отличия в СССР было звание Герой Советского Союза. Его удостаивались граждане, совершившие подвиг во время боевых операций или отличившиеся другими выдающимися заслугами перед Родиной. В качестве исключения его могли присвоить и в мирное время.
Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда», в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума ВС СССР.
Среди выпускников мореходки –три Героя Советского Союза.
КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Иван Михайлович Герой Советского союза Родился в 1913 г. в с. Евлашевка, ныне с. Красносельское Борзнянского района Черниговской области. Украинец. Член КПСС. Образование 7 классов. В ВМФ с 1941 г. В 1933-1938 году жил в Архангельске. Окончил 2 курса Архангельского морского техникума. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Стрелок 18-го отдельного батальона морской пехоты (Береговая оборона Черноморского флота) матрос Красносельский 7.11.41 в составе группы матросов во главе с политруком Н.Д. Фильченковым в районе с. Дуванкой (ныне с. Верхнесадовое, Севастопольский горсовет Крымской области) участвовал в отражении атак фашистских танков, рвавшихся к Севастополю. Бутылками с зажигательной жидкостью поджёг 2 танка противника. Погиб в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм краснофлотцу Красносельскому Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 степени. Навечно зачислен в списки воинской части. На месте боя воздвигнут памятник. Бюст Героя установлен в родном селе, переименованном в его честь. Именем Красносельского названы улицы в с. Красносельское, в Чернигове и Борзне Черниговской области. Источник информации: "Во имя победы", Архангельск, 2005 г. Краткая справка из двухтомного издания "Герои Советского Союза" (М., Воениздат, 1987 г., т.1, стр. 774): | ||
ПОНОМАРЁВ Дмитрий Григорьевич, Герой Советского союза Родился 3.11.1908 в г. Архангельск в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1930 г. Окончил Архангельской мореходное училище в 1929 г. Плавал штурманом на судах торгового флота. В Вооруженных Силах в 1930-1931 гг. и с 1933 г. Прошёл обучение в учебном отряде подводного плавания в 1935 г. Служил на подводной лодке, командовал Петропавловской военно-морской базой. Участник советско-японской войны 1945 г. Командир Петропавловской военно-морской базы (Тихоокеанский флот) капитан 1 ранга Пономарев во время Курильской десантной операции в короткие сроки подготовил и в сложных погодных условиях успешно осуществил переход морем, произвёл высадку десанта на сильно укрепленные противником острова Шумшу и Парамушир, организовал подавление вражеских опорных пунктов и огневых точек. За умелое руководство десантной операцией, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами капитану первого ранга Дмитрию Григорьевичу Пономареву 14.09.1945 , в числе других командиров и матросов, было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1948 г. окончил академические курсы. С 1954 г. капитан 1 ранга Пономарев - в запасе. Жил в Ленинграде. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 26.12.1982. http://www.soldat.ru/memories/heroes/pages/ponomarev.html Награжден орденом Ленина (14.09.45), орденами Красного Знамени (05.11.54), Отечественной войны 1-й степени (10.08.43), двумя орденами Красной Звезды (31.05.43;20.06.48) медалью «За Боевые заслуги» (03.11.44), другими медалями. |
||
ШЕСТАКОВ Архип Андреевич Герой Советского союза 03.03 1924 – 16.02.1989 родился в д. Лямца Онежского района Архангельской области. Окончил 2 курса Архангельского морского техникума. В армии с августа 1942 года. На фронте с марта 1943 г. В 1944 году окончил курсы младших лейтенантов. Командир взвода 158-го гвардейского стрелкового полка (1-й Прибалтийский фронт) гвардии младший лейтенант А.А. Шестаков в числе первых переправился 25.06.1944 г. в районе деревни Балбечье (Витебская область) через реку Западная Двина. Взвод захватил вражеские траншеи, отразил контратаку противника, дав возможность основным силам полка форсировать реку. 22.07.1944 года за умелое командование взводом в бою, за беспримерное мужество и стойкость гвардии младшему лейтенанту Архипу Андреевичу Шестакову было присвоено высокое звание Героя Советского союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». С 1946 г. лейтенант А.А. Шестаков - в запасе. Окончил в 1952 году Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова. С 1959 года жил в Ленинграде, работал в Ленинградском речном училище. Скончался 16 февраля 1989 года. Похоронен в колумбарии крематория в Санкт-Петербурге. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За Отвагу», другими медалями. |
||
|
Абакумов Анатолий Григорьевич (07.01.1922 – 18.08.1967) Родился в деревне Устеньга Виноградовского района Архангельской области. В 1937-1941 гг. учился в Архангельском мореходном техникуме. После его окончания несколько месяцев плавал штурманом в Северном морском пароходстве. В октябре 1941 г. был призван в ряды Советской Армии. В декабре 1942 года молодой командир взвода на¬чал свой боевой путь в отдельном батальоне электро¬заграждений 42-й бригады Воронежского фронта. В дальнейшем Абакумов участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, взятии Львова, в штурме Бреслау и Праги. При штурме города Бреслау был ранен, но остался в строю. В боевой характеристике Анатолия Григорьевича отмечалось, что он «...подразделением в бою командует умело, проявляя храбрость, мужество и инициативу». После демобилизации в июне 1946 года в звании старшего лейтенанта Абакумов до конца своей жизни остался верен морю и морским традициям. Плавал штурманом, а с 1952 года — капитаном теплоходов «Академик Комаров», «Донец» и «Мироныч». Плавал в Западную Европу, Алжир, Исландию и другие страны. Успешно выполнял планы перевозки грузов, добиваясь высокой эффективности труда экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, и безупречную многолетнюю работу в торговом флоте Абакумову Анатолию Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Экипаж парохода «Донец» во главе с капитаном Абакумовым, включившись в социалистическое соревнование, вы¬шел победителем и завоевал переходящий вымпел Совета Министров СССР и ВЦСПС. За плодотворную и успешную работу капитан Абакумов неоднократно награждался, а в 1960 году ему было присвоено звание Героя Социалистическо¬го Труда. С 1961 по 1964 гг. - заместитель начальника Северного морского пароходства по мореплаванию. С 1964 г. плавал капитаном на теплоходе «Мироныч». Был делегатом XXII съезда КПСС. Награжден орденами Ленина (1960), Красного Знамени (1945), Отечественной войны 2-й степени (1945), Красной Звезды (1944), медалями, в том числе «За отвагу», знаком «Почетный работник морского флота». Скончался 18 августа 1967 г. Похоронен в Архангельске на Кузнечевском (Вологодском) кладбище. В 1969-1990 гг. его имя носил лесовоз ледового класса Северного морского пароходства. В 2007 г. спущен на воду теплоход «Капитан Абакумов». |
|
Михаил Петрович Вишняков
(06.11.1909 – 01.10.1985) Родился 6 ноября 1909 г. в Архангельской области. С 1930 г. служил во флоте, был штурманом, участвовал на ледокольном пароходе "Малыгин" в знаменитой полярной экспедиции к Земле Франца Иосифа. Перед войной был вторым помощником капитана на пароходе "Поморье". 22 июня 1941 года старший помощник капитана парохода «Революционер» М. П. Вишняков по предписанию военкомата выехал из Архангельска в Мурманск. В штабе Северного флота он получил назначение на сторожевой корабль «Сапфир» (СКР-30), где возглавил штурманскую боевую часть. Никогда не изгладится из памяти Михаила Петровича июль 1942 года. В наши северные порты шел конвой под кодовым названием «PQ-17». Немецкое командование бросило крупные силы для его разгрома. Английские эскортные корабли, не приняв боя, ушли в свои базы. Над судами каравана нависла угроза уничтожения. Часть транспортов спасли от верной гибели корабли Северного флота. Командир СКР-30 получил приказ: следовать форсированным ходом в район, где находился пароход «Донбасс». Когда до «Донбасса» оставалось 10 миль, на сторожевой корабль обрушили бомбовый удар 18 «юнкерсов». Около двух часов продолжался неравный бой. Бомбовый удар, предназначенный для «Донбасса», экипаж «Сапфира» принял на себя. Три фашистских стервятника нашли свой бесславный конец в водах Баренцева моря. За этот бой Михаил Петрович был награжден орденом Отечественной войны II степени. Весной 1945 года в числе группы североморцев М. Вишняков был направлен на Дальний Восток. Здесь наиболее ярко проявился его командирский талант. В апреле он принял десантный корабль ДС-37, а в июле был назначен командиром группы десантных судов. «Штабом Тихоокеанского флота была поставлена задача: отработать десантные операции во взаимодействии с сухопутными войсками, — вспоминает Михаил Петрович. — Мне, командиру второй группы десантных судов, пришлось отработать немало вариантов по приему и высадке десанта с приданной ему техникой». С началом войны с Японией М. П. Вишняков участвовал в нескольких десантах. Больше всего запомнился самый напряженный — по захвату и освобождению порта и города Сейсин в Северной Корее. Проявил настоящее мужество и героизм. С 1946 г. работал в Северном морском пароходстве - капитан пароходов "Юшар", "Игаркалес". С 1972 г. до выхода на пенсию - капитан-инспектор партийного надзора. Награжден орденами Ленина (1954), Красного Знамени (1945), Отечественной войны 2-й степени (1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (в т.ч. 1963), медалями, знаком "Почетный работник морского флота". Скончался 1 октября 1985 г. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище. |
||
|
Миронов Василий Александрович (1901-1981) Родился 20 ноября 1901 г. в Архангельске. В 1925 г. окончил судоводительское отделение Архангельского техникума водных сообщений и работал штурманом, а затем капитаном на судах Севгосрыбпрома. В 1928–1930 гг. - помощник капитана Архангельского морского торгового порта. В 1930 г. переходит на работу в Северное морское пароходство: плавает 3-м, 2-м, старшим помощником капитана, капитаном. В 1940 г. назначается капитаном Архангельского порта и помощником начальника порта. В сложных условиях военного времени он обеспечивал бесперебойную работу порта, разгрузку транспортных судов с вооружением и продовольствием в сжатые сроки. С 1945 по 1950 гг. - заместитель начальника СМП, в 1950–1955 гг. - начальник Нагаевского Морского пароходства Дальстроя, в 1955-1957 гг. - директор Морзверпрома в Архангельске. В 1958–1963 гг. - главный капитан Архрыбпрома, в 1963–1965 гг. - начальник транспортного флота Севрыбы. С 1965 г. на пенсии. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1944), медалью «За оборону Советского заполярья», знаком "Отличник морского флота СССР". Скончался 8 мая 1981 г. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище. Его имя присвоено одному из судов СМП - "Капитан Миронов". http://arh-necropol.narod.ru/index/mironov/0-10 |
|
Евгений Семенович Субботин (18.02.1902) Выпускник 1924 года. Уроженец старинного села Зимняя Золотица, расположенного на берегу Белого моря, Субботин на¬чал плавать с десятилетнего возраста на парусных судах. В 30-е годы Е. С. Субботин участвовал в нескольких высокоширотных экспедициях. Навигация 1937 года в Арктике закончилась зимовкой многих судов, оказавшихся в ледовом плену. Некоторые суда оказались в тяжелом положении: кончалось топливо, ощущалась нехватка продовольствия. В мае 1938 года для оказания помощи судам, дрейфующим в Арктике, правительство направило ледокол «Ермак». Евгений Семенович шел на ледоколе старшим помощником капитана (капитаном — М. Я. Сорокин). Сначала из ледового плена был освобожден ледорез «Литке» с караваном судов. В северной части моря Лаптевых дрейфующие льды увлекали все дальше на север ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин», «Г. Седов». В труднейших ледовых условиях, потеряв два винта из трех, ледоколу «Ермак» удалось выр¬вать из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокольный пароход «Г. Седов», у которого был сильно погнут руль, вывести не удалось. Он был превращен в подвижную научно-исследовательскую станцию и оставлен в дрейфе, который продолжался 812 дней. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны участвовал в обеспечении боевых операций Краснознаменного Балтийского флота. 22 июня 1941 года Субботин был назначен командиром спасательного корабля «Сатурн» Балтийского флота. В августе 1941 года он принимал участие в исключительно сложной, проходящей в штормовых ус¬ловиях эвакуации наших войск и кораблей Балтийского флота из осажденного Таллина. «Сатурн» был последним кораблем, отошедшим от причалов порта. На переходе корабль торпедировала немецкая под¬водная лодка. Тяжело раненного командира подо¬брал торпедный катер. После выздоровления Субботин в ноябре 1941 года становится командиром другого спасательного кораб¬ля — «Сигнал», занимаясь проводкой через льды Финского залива наших подводных лодок, возвращавшихся с боевых позиций. В декабре 1942 года спасательному кораблю была поручена ответственная и опасная операция: про¬бить во льду канал и обеспечить проводку из Кронштадта в Ленинград эсминца «Минск» и пяти подводных лодок. Проводка кораблей проходила ночью под интенсивным артиллерийским обстрелом в двух-трех милях от побережья, занятого врагом. «Сигнал» несколько раз возвращался к подводным лодкам, застрявшим во льду, но задание командования было выполнено блестяще и без потерь. Возглавляя аварийно-спасательный отдел Ладожской военной флотилии, Евгений Семенович в 1943 году обеспечивал десантные и боевые операции кораблей флотилии. Весной 1944 года лично обеспечивал аварийно-спасательную службу при высадке десанта Краснознаменной Ладожской Флотилии, руководил обследование трофейных кораблей на коммуникациях противника в районе Клайпеда. В трудных условиях трижды успешно провел передислокацию 77 аварийно-спасательного отряда: в ноябре 1944 года из Новой Ладоги в Ленинград, затем в Ригу и наконец в Мемель. В конце войны Субботин принимал не¬посредственное участие в очистке от мин причалов и акваторий освобождаемых прибалтийских портов, в подъеме затонувших кораблей и транспортных судов. После войны командовал аварийно-спасательным отрядом Кронштадта, а с 1951 года аварийно-спасательным отрядом Рижской военно-морской базы. Затем перешел на преподавательскую работу в Ленинградское высшее мореходное училище, откуда и ушел в запас в звании капитана второго ранга. Награждён Орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды. |
||
|
Старший лейтенант Владимир Сергеевич Тимофеев (1905), выпускник морского техникума 1929 года.
Короткую, но яркую жизнь прожил В. С. Тимофеев, коренной помор, уроженец города Кеми. Еще в годы учебы он зарекомендовал себя прекрасным товарищем, принципиальным комсомольцем, выделяясь незаурядными организаторскими способностями. После окончания морского техникума Тимофеев плавал капитаном пароходов «Ямал», «Буденный», «Сорока». 1937 год — знаменательный в жизни Тимофеева: его назначают начальником Архангельского торгового порта, затем — начальником Северного морского пароходства. И это в 32 года! Но его влечет море, практическая работа на судах. И вот Владимир Сергеевич командует буксирным пароходом «Северянин», а затем пароходом — «Шквал». Он успешно осваивает морскую буксировку леса в плотах-сигарах. Газета «Моряк Севера» в те дни писала о нем: «Стахановские дела экипажа «Шквал» знают все моряки Севера. Работая на буксировке плотов-сигар из Онеги в Мурманск, он вместо плановых двух плотов брал по три и без аварий, без потерь водил их в далекий Кольский залив. Нарком морского флота высоко оценил стахановскую работу «Шквала» — Владимир Сергеевич Тимофеев награжден значком «Почетному работнику морского флота». В годы Великой Отечественной войны буксирный пароход «Шквал» стал спасательным судном, входившим в состав ЭПРОНа Беломорской флотилии. 25 августа 1943 года при входе в пролив Югорский Шар «Шквал» подорвался на мине и затонул. Весь экипаж погиб. За четкую организацию работы, личную храбрость и мужество проявленные при спасении и подъему кораблей флотилии и успешное выполнение операции по конвоированию и переводу 15 речных буксиров награжден Орденом Отечественной войны 1-й степени. Имя командира "Шквала"-В С Тимофеева носит одно из судов Северного морского пароходства. |
|
|
Василий Прокопьевич Уткин
(30.01.1905 - 09.1942)
Уроженец города Архангельск. В 1930 году окончил судоводительское отделение морского техникума, вскоре был призван на военную службу и направлен в учебный отряд подводного плавания. В РККФ с 1933 года, капитан третьего ранга. С июля 1938 года - командир подводной лодки «К-2». В 1940 году Василий Прокопьевич принял под свое командование подводную лодку К-2, входившую в состав боевых кораблей Северного флота. Контр-адмирал И. А. Колышкин вспоминает: «...Из бывших капитанов Совторгфлота выросла целая плеяда прекрасных командиров-подводников, всей душой полюбивших военный флот и свою новую профессию. К их числу и принадлежал Василий Уткин. Перед самой войной у него обнаружили туберкулез. Врачи потребовали перевести его на берег. Но Вася-помор категорически заявил: — Никуда я с лодки не уйду. Какое же это лечение без морского воздуха? Поплаваю, тресочкой свежей попитаюсь — и вся хворь уйдет... И Василий Прокопьевич сумел добиться своего: командование оставило его на лодке. О лучшем командире для К-2 грешно было мечтать. Северный театр был для него открытой книгой. Свою «катюшу» он знал до тонкости. Управлением корабля овладел в совершенстве. Экипаж относился к своему командиру с глубоким уважением». 7 сентября К-2 вышла в море. На ее борту находился командир дивизиона изве¬стный подводник М. Гаджиев. На шестые сутки у входа в один из норвежских фиордов Уткин увидел в перископ транспорт противника, идущий полным ходом. Стрелять торпедами с такой дистанции было бес¬полезно, и Гаджиев предложил командиру лодки всплыть, догнать судно и открыть огонь из двух 100-миллиметровых орудий. После четвертого залпа транспорт окутался дымом и вскоре затонул. Это был первый случай артиллерийской атаки вражеского судна подводной лодкой. О Василии Прокопьевиче Уткине с большим уважением пишут командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко в книге «Вместе с флотом» и прославленный подводник контр-адмирал И. А. Колышкин в своих воспоминаниях «В глубинах полярных морей». Они отмечают прекрасные командирские качества Уткина, дают высокую оценку его новым тактическим приемам ведения морского боя, инициативе, умению бить врага в любой обстановке. Вместе с тем он был и веселым добрым товарищем. Друзья ласково называли его Васей-помором. 19 сентября 1941 года при входе в главную базу Северного флота — Полярный с подводной лодки К-2 раздался холостой орудийный выстрел. Ошвартовав лодку, ее командир капитан 3-го ранга В. П. Уткин сошел на причал и доложил командующему флатом адмиралу А. Г. Головко: «Товарищ командующий! Подводная лодка возвратилась из боевого похода. Потоплен транспорт водоизмещением шесть тысяч тонн. В ознаменование нашей победы произведен салют из той пушки, которая сыграла главную роль в уничтожении противника». Так на Севере было положено начало боевой традиции: в честь одержанной победы салютовать выстрелом из пушки. Число выстрелов соответствовало количеству потопленных вражеских кораблей. Василию Прокопьевичу не довелось дожить до радостного Дня Победы. 18 сентября 1942 года лодка погибла при выполнении боевого задания. Награжден орденом Красного Знамени (1941). |
|
|
Летом 1942 года немецкое командование направило в Карское море подводные лодки и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Им ставилась задача уничтожать караваны судов, следующих Северным морским путем. Воспользовавшись благоприятной ледовой обстановкой, крейсер обогнул северную оконечность Новой Земли, проник в Карское море и направился на пере¬хват советского каравана, следовавшего с Дальнего Востока на запад. 25 августа 1942 года юго-западнее мыса Челюскин, у острова Белуха, крейсер встретил ледокольный пароход «А. Сибиряков» и потребовал от него сведений о нахождении каравана и ледовой обстановке в проливе Вилькицкого. Не отвечая на запрос, капитан А. А. Качарава повернул судно на мелководье, к острову Белуха, оповестил Диксон и Арктику о встрече с врагом, на сигналы не отвечал, рас¬считывал задержать крейсер, чтобы дать возможность нашему каравану укрыться во льдах. Сделав предупредительный выстрел, с крейсера передали сигнал: «Спустить флаг!». В ответ Качарава приказал открыть огонь из имеющихся 76- и 45-миллиметровых орудий. Пораженный дерзостью экипажа ледокольного па¬рохода, фашистский крейсер начал яростный обстрел судна из 11-дюймовых (280 мм) орудий главного ка¬либра. После первых залпов с крейсера «А. Сибиряков» получил тяжелые повреждения, его кормовые орудия были снесены, разворочен полубак, судно было объято пламенем. Радист Шершавин послал в эфир последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим. Прощайте. 14 часов 05 минут». Подошедший крейсер подобрал единственную уцелевшую шлюпку, в которой находилось 19 сибиряковцев, в том числе тяжело раненный капитан А. А. Качарава. В это время оставшийся на судне старший меха¬ник Н. Г. Бочурко, выполняя приказ капитана, от¬крыл кингстоны, и судно начало погружаться в мор¬скую пучину. Ценой своей гибели «А. Сибиряков» спас советские суда, идущие Северным морским путем. Следуя героической традиции русского и советского флотов, ледокольный пароход «А. Сибиряков» не спустил пе-ред врагом своего флага. Старший механик судна Николай Григорьевич Бочурко, выпускник Архангельского морского техникума 1932 года, повторил бессмертный подвиг двух безымянных русских матросов с эсминца «Стерегущий», которые во время русско-японской войны, не желая отдавать врагу эсминец и военно-морской флаг, открыли кингстоны и погибли вместе с кораблем. Николай Григорьевич БОЧУРКО (22.05.1904 – 25.08.1942). Родился на станции Шалакуша Архангельской губернии. Ходил в море на ледорезе «Литке» (1935–1940), пройдя службу от 3 го до старшего механика. Участвовал в проводке кораблей и торговых судов по трассе Северного морского пути в первые годы его освоения. Летом 1940 назначен старшим механиком ледокольного парохода «А. Сибиряков». Погиб вместе с судном. Именем Бочурко назван остров в Карском море и в группе Северо Восточных островов к востоку от о. Диксон (1962). За совершенный подвиг Николай Григорьевич Бочурко в апреле 1961 года был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. После войны, в 1965 году, командующий Красно¬знаменным Северным флотом издал специальный приказ, увековечивающий подвиг, совершенный ледокольным пароходом «А. Сибиряков». Место гибели судна было нанесено на штурманские навигационные карты. Отныне все суда и корабли, следующие не далее пяти миль от места гибели «А. Сибирякова», приспускают кормовой флаг и дают продолжительный гудок, отдавая морские почести мужественному экипажу легендарного парохода. |
|
|
Имена А. С. Гидулянова и С. А. Кротова связаны с героическим боем ледокольного парохода «Дежнев», в годы войны ставшего сторожевым кораблем Северного флота СКР-19, который смело вступил в неравный поединок с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Александр Семенович ГИДУЛЯНОВ — сын моряка торгового флота. Кормились морем его прадед, дед и отец. По окончании морского техникума в 1933 году он плавал на пароходах «Аркос», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Ф. Литке». В 1941 году А. С. Гидулянов получил назначение капитаном на ледокольный пароход «Дежнев». С началом войны на «Дежневе» устанавливают орудия, торговое судно становится боевым кораблем. Бывшие дежневцы с большой теплотой рассказывают о своем командире: «Экипаж наш возглавлял опытный полярный капитан Александр Семенович Гидулянов, — пишет И. А. Шерстобитов. — В памяти каждого из нас на всю жизнь сохранился образ этого мужественного человека... Грамотный моряк, отличный офицер, он серьезно подходил к подготовке каждого без исключения большого или малого рейса. Это во многом способствовало их успешному выполнению в условиях войны». После войны А. С. Гидулянов продолжал работать на морском транспорте, участвуя в перегоне судов Северным морским путем из Архангельска в реки Сибири. Умер Александр Семенович в 1972 году. Под стать своему командиру был и его старший помощник Сергей Александрович КРОТОВ, выпускник техникума 1931 года. Сергей Александрович Кротов родился 25 августа 1909г. в г. Онега Архангельской губернии. Здесь пошел в школу и после окончания девяти классов Сергей поступил в Архангельский морской техникум (1928-1931). После окончания получает диплом «Малого плавания»и направляется помощником капитана, а с 1936г. - капитаном на судах тралового флота г.Мурманска. С 1939г. призван в военно-морской флот. Сергей Кротов назначен командиром сторожевого корабля «Пассат». Принимал участие в советско-финской войне. После финской войны работал вторым и старшим помощником капитана на ледоколах «Литке», «Юкагир». С мая 1941г. С.А. Кротов старший помощник капитана ледокольного парохода «Семен Дежнев», переоборудованный с началом Великой Отечественной войны в сторожевой корабль СФ СКР-19. Кротову было присвоено звание старшего лейтенанта. В этот период они возят груз из г.Архангельска в Арктику, снабжают грузами зимовки. После госпиталя в 1943г. старший лейтенант Сергей Александрович Кротов был направлен на судно «Сапфир». До конца войны С.А. Кротов ходил на СКР-30. После войны передали в морпогранохрану, затем вернулся в траловый флот, с 1957г. по 1966г. - морской инспектор Мурманского тралового флота. В 1966г. вышел на пенсию и переехал в г.Севастополь, где работал лоцманом в рыбном порту. С.А. Кротов, капитан второго ранга, награжден орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Отечественной войны 1 и 2-й степени», «Знаком Почета», медалями. Спустя 40 лет в день Победы в районе этого легендарного сражения был воздвигнут мемориал защитникам Диксона, на нем начертаны слова «Подвигу защитников Диксона жить в веках». Дежневцы тяжело переживали известие о гибели «А. Сибирякова». Ранним утром 27 августа у острова Диксон разгорелся неравный бой. В схватку с врагом вступила береговая батарея лейтенанта Н. М. Корнякова и личный состав сторожевого корабля «Дежнев» и парохода «Революционер». С. А. Кротов умело руководил действиями экипажа. За время боя «Дежнев» выпустил тридцать восемь 76-миллиметровых и семьдесят восемь 45-миллиметровых снарядов. После третьего попадания на полубаке тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» возник пожар. Поставив дымовую завесу, враг позорно бежал с поля боя. Большие повреждения понес и «Дежнев»: когда сыграли отбой последней боевой тревоги и моряки обошли на шлюпке вокруг корабля, они обнаружили в одном левом борту несколько крупных и около 75 мелких пробоин. «Одна заходила за ватерлинию, и в трюме № 3 плескалась морская вода. 120 пробоин насчитали дежневцы в надстройках и около 200 — в дымовой трубе и вентиляционных трубках». Значительны были потери среди личного состава. Командовавший боем Кротов был ранен дважды. Обстоятельства сложились так, что к началу боя командир «Дежнева» капитан-лейтенант А. С. Гидулянов был на берегу. «Когда я прибыл на корабль,— вспоминает А. Гидулянов,— то я увидел такую картину. Исковерканное железо. Местами вздыбленная палуба, зияющие пробоины в борту. Убитые, раненые. Но никакой паники. Тяжело раненный старпом с обычной своей невозмутимостью доложил обстановку. Шла борьба за живучесть корабля». Командующий Северным флотом адмирал А. Го¬ловко дал высокую оценку действиям советских моряков: «Преклоняюсь перед мужеством и героизмом полярников — экипажа и персонала научной станции на борту «А. Сибирякова», экипажей «Дежнева», «Революционера», артиллеристов и портовиков Диксона — все они исполнили свой долг советских патриотов». За оборону Диксона командир СКР-19 Гидулянов и его помощник Кротов были награждены орденом Отечественной войны. СКР-19 после ремонта влился в состав Северного флота и до конца войны нес боевую службу, охраняя северные конвои союзников. А о жестоком неравном бою в бухте Диксон напоминает памятник его защитникам, героям Севера, морякам, навечно оставшимся в суровой Таймырской земле. Подумать только, такой гигант, вооруженный шестью 280-мм, восемью 150-мм, шестью 105-мм и восемью 37-мм пушками, восемью торпедными аппаратами и двумя самолетами, фактически ничего не смог поделать с двумя 152-мм орудиями, открыто стоявшими на причале о. Диксон, и четырьмя 76-мм орудиями на СКР «Дежнев». При подготовке материала были использованы статьи историка-краеведа, заслуженного работника культуры РСФСР, основателя музея Архангельского мореходного училища имени капитана В.И. Воронина - Геннадия Павловича Попова. |
«Бессмертный экипаж» вновь станет частью колонны «Бессмертного полка»
В августе 2016 года в Арктическом морском институте имени В. И. Воронина в рамках празднования 75-летия прихода в порт Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» состоялось открытие выставки «Бессмертный экипаж - памяти Северных конвоев». Выставку открыл ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Сергей Олегович Барышников.
Музей истории АМИ подготовил экспозицию к памятной юбилейной дате - в холле института были представлены исторические документы и размещены портреты 50 выпускников Архангельского мореходного училища, которые участвовали в операциях по проводке северных конвоев, и 50 портретов моряков-союзников из Великобритании, США, Франции, Канады.
C 2017 года ежегодно 9 мая в рамках всемирного шествия «Бессмертный полк» курсанты и сотрудники Арктического морского института имени В. И. Воронина с портретами проходили по улицам Архангельска отдельной ротой «Бессмертный экипаж». Наши ребята шли вместе с представителями клуба «Братство Северных конвоев» и ветеранами – моряками.
9 мая 2020 года «Бессмертный экипаж» вновь станет частью колонны «Бессмертного полка» в Архангельске, но из-за ситуации с коронавирусной инфекцией в этом году мероприятие пройдет в он-лайн формате. Организаторы группы «ВКонтакте» «Бессмертный экипаж (Архангельск)» приглашают участников в свои ряды.
В августе 2016 года в Арктическом морском институте имени В. И. Воронина в рамках празднования 75-летия прихода в порт Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» состоялось открытие выставки «Бессмертный экипаж - памяти Северных конвоев». Выставку открыл ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Сергей Олегович Барышников.
Музей истории АМИ подготовил экспозицию к памятной юбилейной дате - в холле института были представлены исторические документы и размещены портреты 50 выпускников Архангельского мореходного училища, которые участвовали в операциях по проводке северных конвоев, и 50 портретов моряков-союзников из Великобритании, США, Франции, Канады.
C 2017 года ежегодно 9 мая в рамках всемирного шествия «Бессмертный полк» курсанты и сотрудники Арктического морского института имени В. И. Воронина с портретами проходили по улицам Архангельска отдельной ротой «Бессмертный экипаж». Наши ребята шли вместе с представителями клуба «Братство Северных конвоев» и ветеранами – моряками.
9 мая 2020 года «Бессмертный экипаж» вновь станет частью колонны «Бессмертного полка» в Архангельске, но из-за ситуации с коронавирусной инфекцией в этом году мероприятие пройдет в он-лайн формате. Организаторы группы «ВКонтакте» «Бессмертный экипаж (Архангельск)» приглашают участников в свои ряды.