В Северном морском музее стартовал новый выставочный проект "Долгая выдержка", посвящённый 140-летию Николая Васильевича Пинегина – выдающегося полярника, художника, фотографа, кинодокументалиста, писателя, участника первой русской научной экспедиции к Северному полюсу 1912-1914 гг.
Экспозицию посетили курсанты Арктического морского института имени В.И.Воронина – члены музейно-исторического клуба «Арктика». Эти ребята еще и члены волонтерского корпуса проекта «Карские экспедиция», они помогают поисковой работе родственников погибших моряков на ледокольном пароходе «А. Сибиряков».
Опираясь на личную историю Пинегина, организаторы выставки рассказывают об удивительной эпохе, когда Арктику покоряли на парусных шхунах романтики и художники.
Судьба и творчество Пинегина – пример жизни человека неоднозначной, но очень яркой эпохи. В ней, как в зеркале, отразились все трагические и героические события, произошедшие в России в первой трети ХХ века: юношеские скитания по стране, романтическое увлечение Севером, работа на Дальнем Востоке, знакомство и дружба с Г.Я. Седовым. Николай Пинегин сыграл ключевую роль в сохранении и популяризации наследия экспедиции Г.Я. Седова. Участие в ней в качестве историографа, фотографа - важнейшее событие в его жизни. Он первым запечатлел на кинопленку Русскую Арктику!
Именно Пинегин, живший во второй половине 1930-х в знаменитом «Писательском доме» №9 на канале Грибоедова в Ленинграде, стал тем уникальным источником, из которого черпал информацию об Арктике его сосед — Вениамин Каверин — при написании главного приключенческого романа советской эпохи "Два капитана".
В течение экспедиции Седова Николаем Васильевичем было сделано более 1 000 снимков, отсняты километры кинопленки, подготовлено множество картин и этюдов. Особое значение имеют стеклянные цветные диапозитивы, вручную раскрашенные профессиональным художником Пинегиным, специально для демонстрации с помощью т.н. «волшебного фонаря» - аппарата для проекции изображений. "Туманные картины" представляли далекую Арктику в цвете и сопровождали выступления Н.В. Пинегина в Архангельске, Петрограде и Москве... Эти диапозитивы долгие годы сохранялись в семье художника, а в 1992 году были переданы вдовой Николая Васильевича – Еленой Матвеевной Пинегиной в фонды Северного морского музея. Впервые изображения всей коллекции, состоящей из 106 стеклянных пластин, представлены на настоящей выставке.
Название проекта - «Долгая выдержка» - несет три важных смысла. Во-первых, это буквальное название элемента фотографического процесса - интервала времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала. Долгая выдержка традиционно используется для передачи течения времени в кадре. И это отсылает нас ко второму смыслу названия – длительным зимовкам в условиях полярной ночи, для которых, конечно требуется «долгая выдержка». И третий смысл названия заключен в том, что фактически впервые весь массив этих снимков представлен публике спустя 110 лет после того, как они были сделаны, и это уже долгая выдержка в пространстве и времени.
География пинегинской судьбы обширна - Елабуга и Прага, Казань и Берлин, Константинополь и Севастополь, Харбин и Мурманск, Санкт-Петербург и Москва, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, Ляховские острова. Однако Архангельск в его биографии - город особый. Именно отсюда начинался его путь к Северу. Отсюда, вместе с Седовым, он ушел в самую важную экспедицию своей жизни. Позднее, в 1930-е годы, он еще дважды уходил в Арктику из Архангельска. Здесь жили и до сих пор живут его родственники. В Архангельске о нем помнят.
Выставка – очередная «экспедиция» в мир Арктики Николая Васильевича Пинегина, только сейчас это возвращение к публике, возвращение к хорошо знакомому архангельскому причалу.
Экспозицию посетили курсанты Арктического морского института имени В.И.Воронина – члены музейно-исторического клуба «Арктика». Эти ребята еще и члены волонтерского корпуса проекта «Карские экспедиция», они помогают поисковой работе родственников погибших моряков на ледокольном пароходе «А. Сибиряков».
Опираясь на личную историю Пинегина, организаторы выставки рассказывают об удивительной эпохе, когда Арктику покоряли на парусных шхунах романтики и художники.
Судьба и творчество Пинегина – пример жизни человека неоднозначной, но очень яркой эпохи. В ней, как в зеркале, отразились все трагические и героические события, произошедшие в России в первой трети ХХ века: юношеские скитания по стране, романтическое увлечение Севером, работа на Дальнем Востоке, знакомство и дружба с Г.Я. Седовым. Николай Пинегин сыграл ключевую роль в сохранении и популяризации наследия экспедиции Г.Я. Седова. Участие в ней в качестве историографа, фотографа - важнейшее событие в его жизни. Он первым запечатлел на кинопленку Русскую Арктику!
Именно Пинегин, живший во второй половине 1930-х в знаменитом «Писательском доме» №9 на канале Грибоедова в Ленинграде, стал тем уникальным источником, из которого черпал информацию об Арктике его сосед — Вениамин Каверин — при написании главного приключенческого романа советской эпохи "Два капитана".
В течение экспедиции Седова Николаем Васильевичем было сделано более 1 000 снимков, отсняты километры кинопленки, подготовлено множество картин и этюдов. Особое значение имеют стеклянные цветные диапозитивы, вручную раскрашенные профессиональным художником Пинегиным, специально для демонстрации с помощью т.н. «волшебного фонаря» - аппарата для проекции изображений. "Туманные картины" представляли далекую Арктику в цвете и сопровождали выступления Н.В. Пинегина в Архангельске, Петрограде и Москве... Эти диапозитивы долгие годы сохранялись в семье художника, а в 1992 году были переданы вдовой Николая Васильевича – Еленой Матвеевной Пинегиной в фонды Северного морского музея. Впервые изображения всей коллекции, состоящей из 106 стеклянных пластин, представлены на настоящей выставке.
Название проекта - «Долгая выдержка» - несет три важных смысла. Во-первых, это буквальное название элемента фотографического процесса - интервала времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала. Долгая выдержка традиционно используется для передачи течения времени в кадре. И это отсылает нас ко второму смыслу названия – длительным зимовкам в условиях полярной ночи, для которых, конечно требуется «долгая выдержка». И третий смысл названия заключен в том, что фактически впервые весь массив этих снимков представлен публике спустя 110 лет после того, как они были сделаны, и это уже долгая выдержка в пространстве и времени.
География пинегинской судьбы обширна - Елабуга и Прага, Казань и Берлин, Константинополь и Севастополь, Харбин и Мурманск, Санкт-Петербург и Москва, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, Ляховские острова. Однако Архангельск в его биографии - город особый. Именно отсюда начинался его путь к Северу. Отсюда, вместе с Седовым, он ушел в самую важную экспедицию своей жизни. Позднее, в 1930-е годы, он еще дважды уходил в Арктику из Архангельска. Здесь жили и до сих пор живут его родственники. В Архангельске о нем помнят.
Выставка – очередная «экспедиция» в мир Арктики Николая Васильевича Пинегина, только сейчас это возвращение к публике, возвращение к хорошо знакомому архангельскому причалу.