Музей истории Арктического морского института имени В.И.Воронина продолжает публикации материалов о выпускниках прославленной архангельской мореходки, внёсших свой вклад в защиту Родины. Проект проходит в рамках Года защитника Отечества, объявленного Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
Владимир Иванович Баглай окончил в 1937 году судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. В 1939 году добровольно, по комсомольскому набору пошёл служить на Черноморский флот и попал в родной Севастополь. Стал командиром отделения рулевых на быстроходном тральщике "Щит".
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, "Щит" вместе с другими кораблями флота отражал налёт немецкой авиации на Севастополь. При сдаче Одессы 16 октября 1941 года этот корабль последним уходил из города, приняв на борт оставшихся защитников города и вместе с конвоем, отражая атаки противника, прорвался в Севастополь. Началась героическая оборона города. Десятки рейсов в осаждённый Севастополь совершил быстроходный тральщик. Все это происходило в условиях беспрерывных бомбёжек, когда немецкая авиация имела преимущество в воздухе и "висела" над морем и кораблями.
Владимир Иванович Баглай вспоминал: "В последний раз в составе 4 походных тральщиков мы пришли в ночь на 30 июля 1942 года, день сдачи города. На отряд кораблей были сброшены сотни бомб. Манёврами и огнём мы спасли корабли, а ночью, приняв защитников города, ушли обратно в Новороссийск".
В декабре 1942 года Владимир Баглай был направлен в бригаду морской пехоты, которая принимала участие в освобождении города Новороссийска. При высадке десанта, в первом же бою Баглай подбил гранатой вражеский танк, был дважды ранен и отправлен в госпиталь.
После излечения Владимир Баглай был зачислен автоматчиком в 384-й отдельный батальон морской пехоты, где стал связным у легендарного командира роты этого батальона, лейтенанта Константина Ольшанского. Десантники Ольшанского высаживались в тылу врага под Бердянском, Таганрогом, Мариуполем, Осипенко, помогая нашим войскам с суши овладевать городами.
Под Мариуполем после тяжёлого боя из 100 человек десанта в живых осталось 35. В течение недели морские пехотинцы по 2-3 человека в тяжёлых условиях переходили линию фронта. Владимир Иванович вспоминал: "Я вместе с товарищем выносил раненого командира Мартынюка. За это был награждён медалью "За отвагу".
Под Осипенко Баглай в третий раз был ранен, а по выздоровлении назначен командиром катерного тральщика.
Отгремели последние залпы войны. В 1948 году Баглая с небольшой группой моряков направляют в ГДР с ответственным поручением. Вот как писала об этом газета "Моряк" Черноморского пароходства: "Самый молодой капитан Чёрного моря Владимир Баглай в течении 20 месяцев в Висмае превращает поднятый с морского дна ржавый остов в белопарусный красавец "Товарищ". Тот самый, на палубе которого, курсанты морских училищ, впервые надевшие морские тельняшки, посвящаются в моряки. На этом прекрасном корабле не раз проходили плавательскую практику и курсанты Архангельской мореходки.
В 1956 году началась новая страница в его необычной морской судьбе. Владимир Баглай едет в Индию в качестве представителя Черноморского пароходства при торгпредстве СССР в Бомбее.
В 1967 году снова резкий поворот в судьбе. Владимира Баглая назначают капитаном теплохода "Бежица".
К этому времени русское слово "спутник" стало интернациональным. Для космической "работы" нужны были и морские суда. И снова капитан Баглай в числе первых, там, где трудно.
После запуска первого в мире советского искусственного спутника земли появилась необходимость осуществлять контроль и управление космическими кораблями в полёте. Для этого нужно было определённое количество следящих станций. Часть из них расположена на берегу, на территории нашей страны, другая на подвижном основании (на судне) и может передвигаться в любую часть Мирового океана. Так и появились экспедиционные суда. В течении десяти лет Владимир Баглай принимал участие во всех работах, связанных с полётами космических кораблей от "Союза -1" до "Союза -23", а также станций "Марс", " Венера", лунников, метео и радиоспутников.
Бассейновая газета "Моряк" дала капитану Баглаю краткую, но выразительную характеристику: "В Черноморском пароходстве говорят: "Если капитан Баглай в рейсе, мы в пароходстве спокойны".
За ратный и трудовой подвиги Владимир Иванович отмечен орденом "Трудового Красного Знамени", медалями "За отвагу" (дважды), «За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа" и другими, а также знаком "Почётный работник ММФ".
Ещё одна интересная деталь. Если вы посмотрите картину художника Григория Капецкого «Высадка десанта на Малую Землю», то одна из центральных фигур на картине - матрос в тельняшке и бескозырке с автоматом в правой руке и гранатой в левой - это Владимир Иванович Баглай.
В том памятном бою автор картины тащил на спине в медсанбат будущего капитана "Бежицы", раненого Баглая. Именно тогда художник сделал этюд, который уже после войны, он подарил Владимиру Ивановичу, и который всегда потом висел в его каюте...
Владимир Иванович Баглай окончил в 1937 году судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. В 1939 году добровольно, по комсомольскому набору пошёл служить на Черноморский флот и попал в родной Севастополь. Стал командиром отделения рулевых на быстроходном тральщике "Щит".
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, "Щит" вместе с другими кораблями флота отражал налёт немецкой авиации на Севастополь. При сдаче Одессы 16 октября 1941 года этот корабль последним уходил из города, приняв на борт оставшихся защитников города и вместе с конвоем, отражая атаки противника, прорвался в Севастополь. Началась героическая оборона города. Десятки рейсов в осаждённый Севастополь совершил быстроходный тральщик. Все это происходило в условиях беспрерывных бомбёжек, когда немецкая авиация имела преимущество в воздухе и "висела" над морем и кораблями.
Владимир Иванович Баглай вспоминал: "В последний раз в составе 4 походных тральщиков мы пришли в ночь на 30 июля 1942 года, день сдачи города. На отряд кораблей были сброшены сотни бомб. Манёврами и огнём мы спасли корабли, а ночью, приняв защитников города, ушли обратно в Новороссийск".
В декабре 1942 года Владимир Баглай был направлен в бригаду морской пехоты, которая принимала участие в освобождении города Новороссийска. При высадке десанта, в первом же бою Баглай подбил гранатой вражеский танк, был дважды ранен и отправлен в госпиталь.
После излечения Владимир Баглай был зачислен автоматчиком в 384-й отдельный батальон морской пехоты, где стал связным у легендарного командира роты этого батальона, лейтенанта Константина Ольшанского. Десантники Ольшанского высаживались в тылу врага под Бердянском, Таганрогом, Мариуполем, Осипенко, помогая нашим войскам с суши овладевать городами.
Под Мариуполем после тяжёлого боя из 100 человек десанта в живых осталось 35. В течение недели морские пехотинцы по 2-3 человека в тяжёлых условиях переходили линию фронта. Владимир Иванович вспоминал: "Я вместе с товарищем выносил раненого командира Мартынюка. За это был награждён медалью "За отвагу".
Под Осипенко Баглай в третий раз был ранен, а по выздоровлении назначен командиром катерного тральщика.
Отгремели последние залпы войны. В 1948 году Баглая с небольшой группой моряков направляют в ГДР с ответственным поручением. Вот как писала об этом газета "Моряк" Черноморского пароходства: "Самый молодой капитан Чёрного моря Владимир Баглай в течении 20 месяцев в Висмае превращает поднятый с морского дна ржавый остов в белопарусный красавец "Товарищ". Тот самый, на палубе которого, курсанты морских училищ, впервые надевшие морские тельняшки, посвящаются в моряки. На этом прекрасном корабле не раз проходили плавательскую практику и курсанты Архангельской мореходки.
В 1956 году началась новая страница в его необычной морской судьбе. Владимир Баглай едет в Индию в качестве представителя Черноморского пароходства при торгпредстве СССР в Бомбее.
В 1967 году снова резкий поворот в судьбе. Владимира Баглая назначают капитаном теплохода "Бежица".
К этому времени русское слово "спутник" стало интернациональным. Для космической "работы" нужны были и морские суда. И снова капитан Баглай в числе первых, там, где трудно.
После запуска первого в мире советского искусственного спутника земли появилась необходимость осуществлять контроль и управление космическими кораблями в полёте. Для этого нужно было определённое количество следящих станций. Часть из них расположена на берегу, на территории нашей страны, другая на подвижном основании (на судне) и может передвигаться в любую часть Мирового океана. Так и появились экспедиционные суда. В течении десяти лет Владимир Баглай принимал участие во всех работах, связанных с полётами космических кораблей от "Союза -1" до "Союза -23", а также станций "Марс", " Венера", лунников, метео и радиоспутников.
Бассейновая газета "Моряк" дала капитану Баглаю краткую, но выразительную характеристику: "В Черноморском пароходстве говорят: "Если капитан Баглай в рейсе, мы в пароходстве спокойны".
За ратный и трудовой подвиги Владимир Иванович отмечен орденом "Трудового Красного Знамени", медалями "За отвагу" (дважды), «За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа" и другими, а также знаком "Почётный работник ММФ".
Ещё одна интересная деталь. Если вы посмотрите картину художника Григория Капецкого «Высадка десанта на Малую Землю», то одна из центральных фигур на картине - матрос в тельняшке и бескозырке с автоматом в правой руке и гранатой в левой - это Владимир Иванович Баглай.
В том памятном бою автор картины тащил на спине в медсанбат будущего капитана "Бежицы", раненого Баглая. Именно тогда художник сделал этюд, который уже после войны, он подарил Владимиру Ивановичу, и который всегда потом висел в его каюте...
