Версия для слабовидящих

В Год защитника Отечества расскажем о героических выпускниках мореходки

Музей истории Арктического морского института имени В.И.Воронина начинает новый проект - публикации материалов о выпускниках прославленной архангельской мореходки, внёсших свой вклад в защиту Родины. Проект проходит в рамках Года защитника Отечества, объявленного Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

Январскую публикацию начинаем с даты 27 января - Дня снятия блокады Ленинграда и расскажем о некоторых наших выпускниках.

Михаил Дмитриевич Кошелев окончил в 1925 году судомеханическое отделение Архангельского техникума водных путей сообщения (так в те годы назывался АМИ), а затем Ленинградский кораблестроительный институт. В войну остался в блокадном Ленинграде для окончания работ по достраивавшимся кораблям. Находившиеся в городе конструкторы были собраны в конструкторском Бюро Балтийского судостроительного завода, где Михаил Кошелев работал начальником сектора, затем начальником отдела.

Михаил Дмитриевич вспоминал, что первый блокадный год приходилось работать исключительно на оборону города, а затем началось проектирование и строительство малых военных тральщиков. Не смотря на общую дистрофию, он продолжал работать, не пропуская ни одного дня. Жил в помещении Бюро, так как ходить домой не было сил. Уже после войны в 1949 году за создание специального корабля Михаилу Дмитриевичу Кошелеву была присуждена Государственная премия СССР.

В разные годы пятеро братьев Ермиловых окончили Архангельскую мореходку. Один из них, Лев Георгиевич Ермилов, в 1940 году был назначен старшим строителем по ремонту линкоров и крейсеров на Кронштадтском морском заводе. В условиях частых налётов немецкой авиации, недоедания и других многочисленных трудностей, связанных с военным временем, Ермилову поручают важные государственные заказы по ремонту кораблей. За успешный и качественный ремонт прославленных линкоров "Октябрьская революция", "Марат "и других боевых кораблей в годы войны - Лев Георгиевич был награждён орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.

В блокадном Ленинграде работал инженером - конструктором на Адмиралтейском судостроительном заводе и Василий Михайлович Мудров, выпускник 1926 года.

Все имеющиеся суда: буксиры, баржи, пароходы были заняты эвакуацией в тыл ленинградцев, доставкой всего, в чём нуждался город. Но этих плавсредств явно не хватало. Кроме того, вражеская авиация хозяйничала над Ладогой и частенько гонялась за беззащитными судами, обстреливала их, топила. Гораздо надёжнее в данном случае были мелкие суда, которые даже с воздуха трудно обнаружить среди бескрайних ладожских просторов. Сконструировать такие суда и поручили осенью 1941 года группе инженеров - адмиралтейцев, в которую входил Василий Михайлович Мудров. Инженеры в короткие сроки разработали конструкцию небольшого металлического судна - плашкоут, водоизмещением около 35 тонн. На его борту можно было перевести от 35 до 55 пассажиров. Эти суда были оборудованы автомобильным двигателем ЗИС-5. На Адмиралтейском заводе было построено более 120 плашкоутов. Эти судёнышки спасли тысячи ленинградцев. Десятки таких самоходных плашкоутов бороздили озеро и ни один из них не был потоплен фашистскими стервятниками.

По всей Ладоге и среди эвакуирующихся жителей разнеслась молва о неуязвимости этих корабликов, названных тендерами. Ленинградцы просили отправить их на Большую землю "только на тендере." В послевоенные годы за заслуги в области кораблестроения Василий Михайлович Мудров был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Свою лепту в обеспечение перевозок по ладожской " Дороге жизни" внёс и выпускник Архангельского морского техникума 1936 года Виктор Иванович Суровцев. В начале июня 1942 года ему было поручено специальное задание Командующего Беломорской Военно-морской флотилией вице-адмирала Георгия Степанова - доставить по железной дороге на Ладожское озеро эшелон речных катеров. К отправке было подготовлено 12 катеров, сформированы их экипажи. На железнодорожной станции Бакарица близ Архангельска катера были погружены на платформы, закреплены и обшиты досками. Виктор Иванович был назначен начальником эшелона, который двигался по назначению без задержек, останавливались только на крупных станциях для заправки паровоза. В Вологде к эшелону прицепили платформу с зенитными пушками. На вторые сутки эшелон прибыл на станцию Гостинополье, что стоит на реке Волхов. С помощью крана началась немедленная выгрузка катеров на воду. Ход выгрузки прибыл проверить Командующий армией. Такое внимание к своевременной выгрузке катеров было вполне объяснимо. Через несколько часов после отправки катеров по реке Волхов в Новую Ладогу железнодорожная станция подверглась ожесточённому налёту фашистских бомбардировщиков. Можно предполагать, что немцы охотились за этими катерами, препятствуя их доставке на Ладожское озеро. Наши архангельские катера своей активной работой на "Дороге жизни" также внесли свой вклад в дело снабжения осаждённого Ленинграда вооружением и продовольствием.