В музее истории Арктического морского института имени В.И.Воронина ко Дню рождения Михаила Васильевича Ломоносова ( 19 ноября 1711 года - 15 апреля 1765 года) подготовлена выставка, на которой представлены книги, фотографии, посвящённые нашему великому земляку.
Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах была учреждена мореходная школа, ставшая первым морским учебным заведением на русском севере. Осенью 1781 года в Холмогорах, в нескольких километрах от родной деревни М.В. Ломоносова Денисовки (Мешанинской) приступили к занятиям первые 39 учеников, изучавшие науки "мореходству потребные". Выбор пал на уездный город Холмогоры, потому что в самом Архангельске годом ранее произошло 2 крупных пожара и нужного здания для размещения мореходной школы "сыскать не удалось." Через 5 лет, в 1786 году, мореходная школа была переведена в Архангельск.
Особое значение в становлении будущего моряка имеет организация морской плавательной практики. Были приняты ряд мер, но они не приносили ожидаемых результатов по двум причинам : во-первых, для этой цели требовалось иметь в наличии собственное учебное судно, и во -вторых, плавательная практика должна быть групповой, когда вместе с группой учеников идёт в плавание и опытный преподаватель, что уже давно практиковалась на боевых кораблях русского военно-морского флота.
Вскоре для этой цели представился удобный случай. В 1847 году была приобретена парусная шхуна "Северный орёл." Контр-адмирал Павел Фёдорович Кузмищев обратился к губернатору с просьбой назвать шхуну "Ломоносов"- в память известного учёного мужа, уроженца Архангельской губернии, плававшего в детстве своём по Белому морю и происходящего из того же простого звания, как и ученики, теперь обучающееся в мореходной школе. «Самое имя учёного земляка будет возбуждать в них охоту к учению". Ходатайство контр-адмирала было удовлетворено.
Первая же групповая практика учеников под руководством флотского офицера показала правильность принятого решения. Но в 1857 году учебная шхуна "Ломоносов", исправно прослужившая более 10 лет, по ветхости своей была продана в Архангельске с публичных торгов. Тогда же на соломбальской казённой верфи начали строить новую удобную шхуну под таким же названием. Но новая шхуна по парусному вооружению и устойчивости оказалась неудобной, и через 2 года она была передана в ведение Архангельского порта.
Положение с групповой плавательной практикой изменилось к лучшему в начале 1890 года, когда пароходство приобрело несколько новых современных паровых судов, что позволило резко изменить ситуацию. Один из пароходов был построен на английской судостроительной верфи и ещё при закладке получил имя "Ломоносов". Он оказался самым комфортабельным грузопассажирским судном того времени. В мае 1891 года судно прибыло в Архангельск. Это было ценным приобретением. Подобных судов ещё не было не только в Беломорском, но и Балтийском торговом флоте.
Отметим, что капитаном этого современного парохода был назначен опытный капитан Ф.К.Попов, выпускник архангельских шкиперских учебных курсов (так тогда называлось наше учебное заведение ), и ему же выпала честь привести судно из Англии в архангельский порт.
С этого времени больших проблем с организацией плавательной практики уже не возникало. Не случайно к концу 19 столетия выпускники всех 6 беломорских морских учебных заведений полностью заменили на пароходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства и купеческих судах иностранных шкиперов и штурманов. В результате торговый флот Севера обрёл определённую независимость. Тем самым была решена задача большой государственной важности.
Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах была учреждена мореходная школа, ставшая первым морским учебным заведением на русском севере. Осенью 1781 года в Холмогорах, в нескольких километрах от родной деревни М.В. Ломоносова Денисовки (Мешанинской) приступили к занятиям первые 39 учеников, изучавшие науки "мореходству потребные". Выбор пал на уездный город Холмогоры, потому что в самом Архангельске годом ранее произошло 2 крупных пожара и нужного здания для размещения мореходной школы "сыскать не удалось." Через 5 лет, в 1786 году, мореходная школа была переведена в Архангельск.
Особое значение в становлении будущего моряка имеет организация морской плавательной практики. Были приняты ряд мер, но они не приносили ожидаемых результатов по двум причинам : во-первых, для этой цели требовалось иметь в наличии собственное учебное судно, и во -вторых, плавательная практика должна быть групповой, когда вместе с группой учеников идёт в плавание и опытный преподаватель, что уже давно практиковалась на боевых кораблях русского военно-морского флота.
Вскоре для этой цели представился удобный случай. В 1847 году была приобретена парусная шхуна "Северный орёл." Контр-адмирал Павел Фёдорович Кузмищев обратился к губернатору с просьбой назвать шхуну "Ломоносов"- в память известного учёного мужа, уроженца Архангельской губернии, плававшего в детстве своём по Белому морю и происходящего из того же простого звания, как и ученики, теперь обучающееся в мореходной школе. «Самое имя учёного земляка будет возбуждать в них охоту к учению". Ходатайство контр-адмирала было удовлетворено.
Первая же групповая практика учеников под руководством флотского офицера показала правильность принятого решения. Но в 1857 году учебная шхуна "Ломоносов", исправно прослужившая более 10 лет, по ветхости своей была продана в Архангельске с публичных торгов. Тогда же на соломбальской казённой верфи начали строить новую удобную шхуну под таким же названием. Но новая шхуна по парусному вооружению и устойчивости оказалась неудобной, и через 2 года она была передана в ведение Архангельского порта.
Положение с групповой плавательной практикой изменилось к лучшему в начале 1890 года, когда пароходство приобрело несколько новых современных паровых судов, что позволило резко изменить ситуацию. Один из пароходов был построен на английской судостроительной верфи и ещё при закладке получил имя "Ломоносов". Он оказался самым комфортабельным грузопассажирским судном того времени. В мае 1891 года судно прибыло в Архангельск. Это было ценным приобретением. Подобных судов ещё не было не только в Беломорском, но и Балтийском торговом флоте.
Отметим, что капитаном этого современного парохода был назначен опытный капитан Ф.К.Попов, выпускник архангельских шкиперских учебных курсов (так тогда называлось наше учебное заведение ), и ему же выпала честь привести судно из Англии в архангельский порт.
С этого времени больших проблем с организацией плавательной практики уже не возникало. Не случайно к концу 19 столетия выпускники всех 6 беломорских морских учебных заведений полностью заменили на пароходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства и купеческих судах иностранных шкиперов и штурманов. В результате торговый флот Севера обрёл определённую независимость. Тем самым была решена задача большой государственной важности.