В России 7 апреля отмечается День памяти погибших подводников, установленный приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278 "Комсомолец".
В Арктическом морском институте имени В.И.Воронина прошло тематическое занятие, преподаватели и курсанты АМИ почтили память героев, сильных и мужественных людей, не вернувшихся из боевых походов.
АПЛ К-278 была построена в Северодвинске (Архангельская область) и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов (56,6 километров в час). На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал свое время на четверть века. В августе 1984 года подводная лодка вошла в состав Северного флота ВМФ СССР, а 31 января 1989 года получила наименование "Комсомолец".
7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении в базу после завершения дальнего похода на подводной лодке, находившейся в подводном положении, по неустановленной причине возник объёмный пожар в одном из отсеков с последующим его выгоранием, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия АПЛ К-278 экипаж вёл борьбу за живучесть корабля в течение шести часов, "заглушил" реактор и принял все меры защиты от развития ядерных процессов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. В воде оказалось около шестидесяти человек. Многие из моряков не смогли дождаться помощи из-за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде. При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. 27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "Алексей Хлобыстов".
33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.
За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденами Красного Знамени.
Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем полуторакилометровой глубине.
В 1989-1998 годах в районе гибели АПЛ было проведено семь глубоководных экспедиций. С помощью подводных аппаратов "Мир" исследователи изучили состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Было обнаружено, что у подводной лодки сильно повреждён прочный корпус от носа до рубки. Из-за этого морская вода попадала внутрь, что способствовало коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. В 1994 и 1995 годах специалисты провели работы по герметизации корпуса АЛЛ "Комсомолец" прямо на дне моря. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка не представляет радиационной опасности для окружающей среды.
Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" были увековечены на мемориальной доске, установленной в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В храме установлены также доски в память о погибших подводниках других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.
Профессия моряка-подводника является одной из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий. Она сопряжена с ежеминутной опасностью.
Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России стала гибель 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время военно-морских учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера К-141 "Курск" с 118 членами экипажа на борту. Трагедия произошла в 157 километрах к северо-западу от Североморска. Согласно выводам правительственной комиссии, причиной катастрофы стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.
Последней тяжелой утратой стала гибель 14 моряков-подводников во время пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море 1 июля 2019 года. Среди погибших – семь капитанов первого ранга, двое из которых Герои России. Подводники проводили исследования по изучению гидросферы. Они ценой своих жизней ликвидировали очаг возгорания.
По традиции, 7 апреля в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели подводной лодки "Комсомолец", все корабли флота приспускают Андреевский флаг, военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. На всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном (устройство для подачи громкого сигнала).
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах, 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В Арктическом морском институте имени В.И.Воронина прошло тематическое занятие, преподаватели и курсанты АМИ почтили память героев, сильных и мужественных людей, не вернувшихся из боевых походов.
АПЛ К-278 была построена в Северодвинске (Архангельская область) и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов (56,6 километров в час). На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал свое время на четверть века. В августе 1984 года подводная лодка вошла в состав Северного флота ВМФ СССР, а 31 января 1989 года получила наименование "Комсомолец".
7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении в базу после завершения дальнего похода на подводной лодке, находившейся в подводном положении, по неустановленной причине возник объёмный пожар в одном из отсеков с последующим его выгоранием, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия АПЛ К-278 экипаж вёл борьбу за живучесть корабля в течение шести часов, "заглушил" реактор и принял все меры защиты от развития ядерных процессов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. В воде оказалось около шестидесяти человек. Многие из моряков не смогли дождаться помощи из-за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде. При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. 27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "Алексей Хлобыстов".
33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.
За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденами Красного Знамени.
Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем полуторакилометровой глубине.
В 1989-1998 годах в районе гибели АПЛ было проведено семь глубоководных экспедиций. С помощью подводных аппаратов "Мир" исследователи изучили состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Было обнаружено, что у подводной лодки сильно повреждён прочный корпус от носа до рубки. Из-за этого морская вода попадала внутрь, что способствовало коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. В 1994 и 1995 годах специалисты провели работы по герметизации корпуса АЛЛ "Комсомолец" прямо на дне моря. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка не представляет радиационной опасности для окружающей среды.
Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" были увековечены на мемориальной доске, установленной в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В храме установлены также доски в память о погибших подводниках других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.
Профессия моряка-подводника является одной из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий. Она сопряжена с ежеминутной опасностью.
Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России стала гибель 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время военно-морских учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера К-141 "Курск" с 118 членами экипажа на борту. Трагедия произошла в 157 километрах к северо-западу от Североморска. Согласно выводам правительственной комиссии, причиной катастрофы стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.
Последней тяжелой утратой стала гибель 14 моряков-подводников во время пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море 1 июля 2019 года. Среди погибших – семь капитанов первого ранга, двое из которых Герои России. Подводники проводили исследования по изучению гидросферы. Они ценой своих жизней ликвидировали очаг возгорания.
По традиции, 7 апреля в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели подводной лодки "Комсомолец", все корабли флота приспускают Андреевский флаг, военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. На всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном (устройство для подачи громкого сигнала).
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах, 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников