Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах на родине великого русского ученого М. В. Ломоносова была учреждена мореходная школа, ставшая первым учебным заведением на севере России. От нее и ведет свое начало Арктический морской институт имени В. И. Воронина.
ПEРВОЕ НА СЕВЕРЕ РОССИИ
Исторически сложилось так, что Архангельск был первым и до начала XVIII века оставался единственным морским портом России.
Население Северного края веками занималось морским промыслом и рыболовством. Жизненная необходимость вынуждала поморов осваивать просторы Белого, Баренцева и Карского морей. Практические знания моря, течений, ветров, ледовых условий, судостроения передавались поморами из поколения в поколение.
Через Архангельск велась внешняя торговля России с западно-европейскими государствами и, прежде всего, с сопредельной Норвегией. Объективные условия диктовали необходимость иметь в стране морское учебное заведение для подготовки грамотных судоводителей торгового флота.
Указом императрицы Екатерины II 23 (12) марта 1781 года в Холмогорах на родине великого русского ученого М. В. Ломоносова была учреждена мореходная школа, ставшая первым морским учебным заведением России, где готовились специалисты для нужд торгового флота. Через пять лет она была переведена в Архангельск. От неё и ведет своё начало государственное образовательное учреждение - Архангельское мореходное училище имени капитана В. И. Воронина.
За свою двухвековую историю училище прошло через ряд преобразований:
с 1781 года - мореходная школа;
с 1841 года - шкиперские учебные курсы;
с 1899 года - торгово-мореходное училище;
с 1920 года - техникум водного транспорта;
с 1924 года – техникум водных путей сообщения;
с 1928 года - морской техникум;
с 1944 года - мореходное училище.
А начиналась история старейшей мореходки страны так:
УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II
Архангельскому генерал-губернатору
А. П. Мельгунову
Алексей Петрович!
До будущего об училище установления для учреждения в городе Холмогорах мореходной школы, Вы можете употребить план таковой же школы в здешней нашей столице заводимой, от имени приказа Общественного Призрения, по дозволению нашему издаваемой, чего ради и приложена при сем копия.
На основании ее, покуда назначена к тому будет потребная сумма, позволяем взять две тысячи рублей из денег, принадлежащих казначействам для остаточных сумм учрежденных, уведомя о том нашего действительного тайного советника и генерал-прокуроров князя Вяземского.
Пребываем впрочем Вам благосклонны.
Екатерина
В С-Петербург
марта 12, 1781 года
В октябре 1781 года первые 33 ученика сели за парты, чтобы постигать сложные морские науки. Кто же они были, первые воспитанники?
В июне 1781 года в журнале Приказа Общественного Призрения записано:
“Мореходная школа имеет служить для всех сего наместничества городских жителей в их пользу, так что дети их будут обучаемы наукам, к мореходству потребным, без всякой заплаты … которые должны быть единственно из мещанских детей неимущих и особливо сирот (по возрасту не ниже десяти и не выше двадцати лет.”
В мореходной школе полагались следующие классы: российской грамоты и письма, арифметики, геометрии, купеческой навигации, сферики, астрономии, круглой навигации, бухгалтерству на италианский образец, кроме того, обязательные четыре иностранных языка: голландский, английский, немецкий, французский. Эти науки должны были постичь почти неграмотные мещанские дети и сироты. Оценивались знания весьма категорично: “тупы”, “посредственны”, “понятливы”.
Постижение такого объема дисциплин требовало огромных физических и умственных затрат, хорошее питание в немалой степени способствовало успешному обучению.
Например, с чиновницей Морозовой был заключен контракт. В числе его пунктов был и такой: «Содержать слушателей свежею и здоровой пищею. Производство пищи должно быть не менее трех раз в сутки и не ограничивая количества на каждого слушателя, но так, чтобы все были сыты и довольны».
Будущих моряков направляли на плавательную практику на купеческие и промысловые суда. Первое время поморы очень неохотно брали на свои суда маловозрастных (им было по 14 лет) практикантов. И тогда Министерство финансов приняло довольно жесткое решение: “За отход из беломорских портов судна без воспитанников или же без свидетельств от преподавателей оных о том, что в заведении нет свободного для сего воспитанника, виновный в том судохозяин подвергается денежному в пользу курсов взысканию”.
Морские карты, компасы и другие навигационные инструменты выдавались только на те суда, на которых находились воспитанники шкиперских курсов.
Воспитанники, успешно окончившие курсы, награждались различными штурманскими принадлежностями, с которыми затем приходили на самостоятельную работу.
К концу IXX столетия выпускники мореходки полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов, в результате торговый флот Севера обрел определенную независимость. Тем самым была решена задача большой государственной важности.
Выпускники училища успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктиду и были активными участниками ряда крупных полярных экспедиций. Не случайно более двадцати фамилий питомцев учебного заведения увековечены в географических названиях на карте Арктики и Антарктики. Далеко за пределами России известны имена ледовых капитанов: Д. И. Шваненберга, А. С. Кучина, В. И. Воронина, А. К. Бурке, А. И. Дубинина, М. Г. Маркова, Г. В. Драницына и многих других.
Удивительную стойкость и самообладание в 1937–1938 годах проявил экипаж парохода «Смидович» во главе с капитаном В. В. Глотовым, захваченный испанскими фашистами. Почти весь командный состав судна состоял из выпускников училища.
В суровые годы Великой Отечественной войны многие выпускники с оружием в руках защищали свою Родину, проявляли массовый героизм при плавании в северных конвоях и опасных одиночных рейсах. Более двадцати из них командовали боевыми кораблями и вспомогательными судами Северного флота. Троим из них – И. М. Красносельскому, Д. Г. Пономареву и А. А. Шестакову за проявленное личное мужество было присвоено звание Героя Советского Союза.
А вот выпускнику А. Т. Холину, как начальнику Радиоузла связи 1 – го Белорусского фронта и единственному из уроженцев Архангельской области – довелось присутствовать в ночь с 8 на 9 мая 1945 года на акте подписания немцами акта о безоговорочной капитуляции. Более того, через развернутую им радиостанцию было передано в Москву первое сообщение о том, что капитуляция подписана немецким командованием.
В августе 1944 года, в Карском море, во время неравного боя ледокольного парохода «А. Сибиряков» с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер» старший механик Н. Г. Бочурко, выполняя приказ капитана, открыл кингстоны, и горящее, израненное судно с развевающимся Государственным флагом скрылось под водой. Бочурко повторил бессмертный подвиг двух матросов с эсминца «Стерегущий» во время русско–японской войны, которые, не желая отдавать врагу эсминец и военно–морской флаг, открыли кингстоны и погибли вместе с кораблем.
Уже в мирные дни выпускники училища: А. Г. Абакумов, Н. З. Веселков, А. И. Вишняков, А. Ф. Пинежанинов, И. А. Пономарев, А. Н. Пургин, А. П. Сухондяевский за доблестный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда.
А выпускники В. П. Коковин и А. И. Вешняков были удостоены звания «Почетный гражданин города Архангельска».
Более пятидесяти судов названы именами выдающихся питомцев училища: А. С. Кучина, В. И. Воронина (четырежды), А. К. Бурке (дважды), М. Г. Маркова, А. Г. Мочалова, И. М. Замятина, П. И. Башмакова, Г. И. Поспелова, Е. А. Таратина, С. В. Гудина, Т. И. Фомина, И. Н. Чагина, К. И. Сущихина и др.
Двенадцать выпускников училища удостоены престижных Государственных премий: Г. Д. Бурков, Г. А. Воронич, В. В. Лоскутов, В. М. Мудров, М. Д. Кошелев, Н. Г. Леонтьев, Г. М. Ушаков, В. А. Сарапунин, Н. К. Дураков, В. М. Соловцов, В. Н. Фролов, А. В. Юдин.
Выпускники Б. Е. Клопотов и А. В. Юдин возглавляли крупнейшие судостроительные заводы г. Санкт–Петербурга – Адмиралтейский и Балтийский, в те годы, когда там строились первые советские атомные ледоколы «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».
П. А. Пономареву выпала честь быть первым капитаном атомного ледокола «Ленин», а П. И. Буркову – стать первым капитаном первого корабля морской науки – «Персей».
Более сорока питомцев училища за свои исследования удостоены звания докторов и кандидатов наук, преимущественно в области совершенствования морских технологий.
Известные на Севере капитаны А. Ф. Пинежанинов, Э. И. Купри и П. Н. Герасимов стали обладателями почетного морского приза – «Золотая трость» канадского порта Монреаль.
Из стен училища вышла целая плеяда известных механиков, чей творческий труд, новаторство, смелое решение крупных технологических вопросов – создали им уважение и признательность в широких морских кругах Севера. Это Т. И. Фомин, В. Л. Макарьин, А. П. Избицкий, И. А. Глаголев, М. Г. Михов и многие другие.
В советский период выпускники училища успешно выполнили задание партии и правительства в известных Карских «хлебных» экспедициях, в походах легендарных ледокольных пароходов «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Челюскин», в спасении экспедиции У. Нобиле и И. Д. Папанина, проявляя мужество и выдержку в высоких широтах Арктики.
Как до революции 1917 года, так и в последующие годы училище располагало и располагает опытными педагогическими кадрами. Всеобщее уважение и любовь в разные годы снискали себе: А. В. Григорьев, А. Г. Васин, М. А. Красковский, К. М. Бурсин, Н. В. Вешняков, Л. А. Берген, С. Я. Исакович, А. И. Оправин, А. А. Суворова, М. В. Кузнецова, Р. И. Моржова, Т. Е. Трофимова и многие другие педагоги, чей многолетний и вдохновенный труд оставил глубокий след в сердцах своих питомцев.
В послевоенные годы большую заботу о дальнейшем развитии училища и его материальной и учебной базы проявляли авторитетные начальники учебного заведения – А. Г. Васин, А. П. Замоткин, О. М. Лопухин, В. В. Редченко, М.П. Порошин, С.В. Марков.
В марте 1971 года по инициативе преподавателя Г. П. Попова был открыт музей учебного заведения, который ныне охотно посещают ветераны флота, школьники Архангельска и области, участники Великой Отечественной войны, полярники, гости города, а в последние годы и иностранные делегации. Здесь проходят памятные встречи бывших выпускников училища.
Следует отметить и такую давнюю, устойчивую традицию, когда вслед за отцом учебное заведение заканчивает его сын, когда вслед за старшим братом мореходку заканчивает младший. И сегодня на Севере известны многие фамильные династии выпускников учебного заведения. Среди них династии: Котцовых, Пономаревых, Глазачевых, Вешняковых, Панфиловых, Малыгиных, Ворониных, Мироновых, Фоминых и других.
Не случайно Совет Министров РСФСР своим постановлением от 13 февраля 1980 года присвоил Архангельскому мореходному училищу имя выдающегося ледового капитана В. И. Воронина, окончившего училище в 1916 году. Отметим также, что и все его пять братьев закончили это же учебное заведение.
18 марта 1981 года училище – за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для торгового флота – Указом президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
А 23 марта 1981 года училище, первым среди всех средних морских учебных заведений нашей страны, достойно отметило 200 – летие со дня своего основания.
В настоящее время большинство выпускников зарекомендовало себя авторитетными капитанами, штурманами и механиками судов, которые достойно представляют нашу Родину за рубежом, работают на руководящих должностях в Росморфлоте, Северном и Мурманском морских пароходствах, Архангельском и Мурманском морских портах, Регистре РФ, судостроительных и судоремонтных заводах.
Учебный процесс, методическую и воспитательную работу в институте осуществляют 64 преподавателя и организационно-воспитательный отдел. В их составе Заслуженных учителей школы РФ и Заслуженных работников культуры РФ - 2 человека, Почетных работников морского флота - 9 человек, Почетных работников среднего профессионального образования - 4 человека, высшего профессионального образования – 1, начального профессионального образования – 1, Почетный работник ГМА им. адм. С.О. Макарова – 2, отличник народного образования - 1, Почетный доктор Поморского международного университета имени М. В. Ломоносова - 1, Лауреатов фонда имени М. В. Ломоносова - 2 человека.
Преподаватели профилирующих дисциплин имеют морские дипломы капитанов дальнего плавания, штурманов дальнего плавания, старших механиков.
Подготовка кадров в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 78/95 гг. по профессиональным образовательным программам специальностей:
- «Морское судовождение»;
- «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)»;
- «Средства механизации и автоматизации (на водном транспорте)».
Подготовка осуществляется на дневном и заочном отделениях. За 231 год в учебном заведении подготовлен 16003 специалиста, из них 600 человек до 1917 года – за 136 лет. В 2012 году 81 выпускник получили дипломы техников судоводителей, судомехаников и техников средств автоматизации т технологических процессов производства.
Наряду с дипломом о среднем профессиональном образовании выпускник училища получает рабочий (морской) диплом и международные сертификаты в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг.
В ходе обучения курсанты проходят необходимую плавательную практику на судах морских и речных пароходств России, на судах зарубежных судоходных компаний, в морских портах, на судоремонтных заводах. Срок обучения по всем специальностям 2 года 10 месяцев, на базе 9 классов – 3 года 10 месяцев.
Курсанты старших курсов имеют возможность одновременно заниматься в заочном филиале Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова, который размещается в здании училища.
Все курсанты в институте находятся на полном государственном обеспечении, включающем трехразовое питание, форменное обмундирование, стипендию, проживание в общежитии.
Институт располагает 27 лабораториями и 16 учебными кабинетами. Лаборатории и кабинеты оснащены современным действующим оборудованием, учебными макетами, видеофильмами, локальными телевизионными коммуникациями, компьютерной видео- и аудиотехникой. Лаборатория технических средств обучения и вычислительной техники является базовой для всех учебных дисциплин. Здесь сосредоточен банк учебных компьютерных программ, выход в международную компьютерную сеть INTERNET, учебный телевизионный канал с фондом учебных видеофильмов. Кабинеты и лаборатории спецдисциплин имеют интерактивные компьютерные программы. В училище имеется тренажер NAVI-TRAINER, который позволяет отрабатывать навыки по управлению судном в дневное и ночное время с использованием приборного оснащения мостика современного судна и электронной карты.
К услугам обучающихся: общежитие, столовая, два буфета, библиотека с читальным залом, актовый и спортивный залы, физкультурно-оздоровительный комплекс, медико-санитарная часть, фонд международных и национальных стандартов “Службы стандартизации”, международная компьютерная система INTERNET, редакционно-издательский отдел и множительный участок.
В составе учебного заведения образован Региональный центр дополнительного профессионального образования, который обеспечивает повышение квалификации, дополнительную профессиональную, тренажерную подготовку командного состава судов в соответствии с требованиями международных конвенций, подготовку лиц рядового состава по рабочим профессиям.