В Год защитника Отечества музей истории Арктического морского института имени В.И.Воронина продолжает знакомить с выпускниками архангельской мореходки, защитниками Отечества.
В музее истории Арктического морского института имени В.И.Воронина хранится лаконичный документ военного времени - блокнот с записями штурмана Бориса Петровича Конюхова.
На одной из его страничек записано всего несколько строчек:
«Торпедирован:
-пароход "Сталинград",1943 год, 13 сентября, воскресенье, Атлантический океан;
-пароход "Лена", 1943 год, 7 января, четверг, Баренцево море;
-пароход" Онега", 1945 год, 22 апреля, вторник, Баренцево море.
Как дорогую реликвию берёг Борис Петрович Конюхов свою записную книжку. Его жена, Лидия Васильевна вспоминала: "Борис Петрович к служебным делам всегда относился очень серьёзно и ответственно. Даже при очередном торпедировании судна, если позволяли обстоятельства, успевал брать наиболее ценные судовые документы, укладывал их под тёплый шерстяной свитер, с которым не расставался всю войну, а потом уже думал о спасении своей жизни. Он отличался крепким здоровьем, был мужественным человеком и не терялся при попадании в холодные воды Атлантического океана или Баренцева моря, а не раз это было в морозное зимнее время.При этом он старался поддерживать на поверхности воды своих товарищей, пока не поспевала помощь».
Первую тяжёлую морскую драму пережил Конюхов на пароходе "Родина", подорвавшемся на мине в 250 милях от Исландии, в Датском проливе. В огромную пробоину хлынула вода, сильный шторм в считанные секунды ускорил гибель судна. Спущенные на воду шлюпки тут же были перевёрнуты огромными волнами. Среди погибших оказался и капитан судна Кубасов. Оставшиеся в живых моряки, держались за куски дерева и плававшие мешки с асбестом. На счастье обессиленных от холода людей, довольно быстро подобрал подошедший к месту разыгравшейся трагедии корабль.
В Советский Союз моряки с "Родины" возвращались на пароходе "Сталинград". Но и это судно 13 сентября 1942 года было торпедировано немецкой подводной лодкой и также, несмотря на все усилия экипажа, быстро скрылась под водой.
Судьба словно испытывала его на прочность. Сполна пережив трагическую гибель четырёх судов и многих своих товарищей, Борис Петрович, быстро оправившись от очередного потрясения, без страха и каких-либо колебаний, уходил в очередной, столь же опасный и трудный рейс с новым экипажем, на другом судне, спокойно и уверенно выполнял свои повседневные штурманские обязанности. Борис Петрович хорошо осознавал, что его скромная помощь, как никогда нужна теперь Родине.
Но поражало и другое - немыслимое в нормальной, обычной обстановке. Перед войной Конюхов окончил курсы штурманов малого плавания при Архангельском морском техникуме и получил соответствующий диплом. По всем морским законам ему с этим дипломом суждено было плавать в прибрежных районах, не далее пределов Белого моря. Но волею военных обстоятельств, при нехватке командных кадров, он рейс за рейсом совершал далёкие, сложные в штурманском отношении, трансатлантические переходы, приобрёл бесценный практический опыт, уверенно справляясь с обязанностями штурмана дальнего плавания. А вот о себе этот скромный моряк при жизни так и не оставил никаких воспоминаний. Впрочем, думается винить его в этом нельзя, а понять можно.
"Лишь однажды, - вспоминает Лидия Васильевна, - он как-то задумчиво и с лёгкой грустью сказал:- Я, наверное, из советских моряков единственный, кто тонул в открытом океане четыре раза и остался жив."
Удивительное, редкое мужество штурмана Конюхова было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени и несколькими медалями.
В музее истории Арктического морского института имени В.И.Воронина хранится лаконичный документ военного времени - блокнот с записями штурмана Бориса Петровича Конюхова.
На одной из его страничек записано всего несколько строчек:
«Торпедирован:
-пароход "Лена", 1943 год, 7 января, четверг, Баренцево море;
-пароход" Онега", 1945 год, 22 апреля, вторник, Баренцево море.
Как дорогую реликвию берёг Борис Петрович Конюхов свою записную книжку. Его жена, Лидия Васильевна вспоминала: "Борис Петрович к служебным делам всегда относился очень серьёзно и ответственно. Даже при очередном торпедировании судна, если позволяли обстоятельства, успевал брать наиболее ценные судовые документы, укладывал их под тёплый шерстяной свитер, с которым не расставался всю войну, а потом уже думал о спасении своей жизни. Он отличался крепким здоровьем, был мужественным человеком и не терялся при попадании в холодные воды Атлантического океана или Баренцева моря, а не раз это было в морозное зимнее время.При этом он старался поддерживать на поверхности воды своих товарищей, пока не поспевала помощь».
Первую тяжёлую морскую драму пережил Конюхов на пароходе "Родина", подорвавшемся на мине в 250 милях от Исландии, в Датском проливе. В огромную пробоину хлынула вода, сильный шторм в считанные секунды ускорил гибель судна. Спущенные на воду шлюпки тут же были перевёрнуты огромными волнами. Среди погибших оказался и капитан судна Кубасов. Оставшиеся в живых моряки, держались за куски дерева и плававшие мешки с асбестом. На счастье обессиленных от холода людей, довольно быстро подобрал подошедший к месту разыгравшейся трагедии корабль.
В Советский Союз моряки с "Родины" возвращались на пароходе "Сталинград". Но и это судно 13 сентября 1942 года было торпедировано немецкой подводной лодкой и также, несмотря на все усилия экипажа, быстро скрылась под водой.
Судьба словно испытывала его на прочность. Сполна пережив трагическую гибель четырёх судов и многих своих товарищей, Борис Петрович, быстро оправившись от очередного потрясения, без страха и каких-либо колебаний, уходил в очередной, столь же опасный и трудный рейс с новым экипажем, на другом судне, спокойно и уверенно выполнял свои повседневные штурманские обязанности. Борис Петрович хорошо осознавал, что его скромная помощь, как никогда нужна теперь Родине.
Но поражало и другое - немыслимое в нормальной, обычной обстановке. Перед войной Конюхов окончил курсы штурманов малого плавания при Архангельском морском техникуме и получил соответствующий диплом. По всем морским законам ему с этим дипломом суждено было плавать в прибрежных районах, не далее пределов Белого моря. Но волею военных обстоятельств, при нехватке командных кадров, он рейс за рейсом совершал далёкие, сложные в штурманском отношении, трансатлантические переходы, приобрёл бесценный практический опыт, уверенно справляясь с обязанностями штурмана дальнего плавания. А вот о себе этот скромный моряк при жизни так и не оставил никаких воспоминаний. Впрочем, думается винить его в этом нельзя, а понять можно.
"Лишь однажды, - вспоминает Лидия Васильевна, - он как-то задумчиво и с лёгкой грустью сказал:- Я, наверное, из советских моряков единственный, кто тонул в открытом океане четыре раза и остался жив."
Удивительное, редкое мужество штурмана Конюхова было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени и несколькими медалями.