Версия для слабовидящих

В Архангельске открыт памятный знак к 400-летию лоцманской службы в России

Памятный знак к 400-летию лоцманской службы в России установлен на пересечении Набережной Северной Двины и Воскресенской улицы, торжественное открытие прошло 18 декабря 2019 года. Автор скульптурной композиции - заслуженный архитектор России Игорь Скрипкин.

Память о зарождении лоцманской службы увековечили, соединив в знаке нос корабля и штурвал, увенчанные полярной звездой. На штурвале отлиты надписи – «1613» и «Архангельск». Ниже, на фоне карты Белого моря – «400-летие образования лоцманской службы России». На оборотой стороне знака – слова клятвы лоцманов Петровских времен: «Во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь российского флага – пользу морской службе».

Все участники открытия памятного знака отмечали, что установка лоцманского памятника – дань уважения важному морскому ремеслу и напоминание нынешнему и будущим поколениям, что отсюда, с Двинских берегов, пошла летопись лоцманской службы России.

Инициатором установки выступил архангельский «Росморпорт».

Из истории (газета «Правда Севера»)
Начало ремеслу корабельных вожей было положено в 1613 году, когда государь грамотой жаловал на «вожевой промысел» жителей деревень в дельте Северной Двины. Поморы были первыми, кому государство доверило проводить торговые иностранные суда в единственный в то время порт России. Известно и имя одного из них – Иван Хабаров. Сохранился более поздний царский указ: «… Ивашке Олтуфьеву и Коземке Котцову со товарищи – быть вам в корабельных вожах торговым кораблям, которые во время ярмоньки учнут приходить в город Архангельский». О героическом поступке кормщика Ивана Рябова, который в 1701 году в устье Двины посадил на мель корабль-флагман, тем самым преградил путь к Архангельску шведской эскадре, известно практически каждому жителю области. Дальнейшую реорганизацию лоцманской службы провел царь-реформатор Петр Первый. В морской устав был внесен термин «лоцман» – шкипер, способный управлять морскими судами и хорошо знакомый с местными условиями плавания.


Фотографии из группы "Музей народных промыслов и ремёсел Приморья"