Версия для слабовидящих

17 октября – День рождения знаменитого ледового капитана Владимира Ивановича Воронина (1890-1952)

Имя известного капитана, участника многих советских экспедиций в Арктике с гордостью носит Арктический морской институт.

Владимир Иванович Воронин родился 17 октября 1890 г. в городе Сумский Посад, ныне Карелия. В 1916 г. окончил Архангельское мореходное училище. Ходил штурманом на судах, выполнявших рейсы в Арктическом бассейне. С 1918 г. капитан дальнего плавания. Был участником первых Карских экспедиций. В 1928 г. командуя ледокольным пароходом «Георгий Седов», принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции У. Нобиле.

В 1932 г. была организована экспедиция во главе со Шмидтом на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» под командованием Владимира Воронина. Этой экспедиции, вышедшей из Архангельска 28 июля, удалось 1 октября достичь Берингова пролива, совершив тем самым первое сквозное плавание Северо-Восточным проходом в одну навигацию. В Чукотском море был сломан винт. Проявив упорство и находчивость, моряки поставили паруса и, используя благоприятный ветер и течение, смогли достичь чистой воды. У кромки льда их встретил траулер «Уссуриец», который отбуксировал «А. Сибирякова» в Петропавловск-Камчатский.

Но опыт этого плавания не был объективно проанализирован, что привело к необоснованным представлениям о том, что Северный морской путь уже освоен. На 1933 г. запланировали рейс парохода «Челюскин», не приспособленного к плаванию во льдах. Помимо сквозного плавания в одну навигацию, в задачу экспедиции входило снабжение советской колонии и смена состава на о. Врангеля, куда уже 4 года не могло пробиться ни одно судно. На борту «Челюскина» было много женщин и двое детей (один ребенок родился во время плавания в Карском море – Карина Васильева). Воронин из-за плохого состояния здоровья не хотел идти в этот рейс, но по настоянию Шмидта согласился. История челюскинской эпопеи известна. Попав в ледовый плен в Чукотском море, судно было раздавлено льдами и затонуло 13 февраля 1934 г. Воронин последним сошел на лед и последним 13 апреля был вывезен на самолете из ледового лагеря.

В 1934-1938 гг. - капитан ледокола «Ермак». В годы Великой Отечественной войны командовал ледоколом «Иосиф Сталин» («Сибирь»). В 1946-1947 гг. возглавлял китобойную флотилию «Слава». Все последние годы ходил в северных морях капитаном ледокола «Иосиф Сталин». Избирался членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета", медалями. Скончался 18 октября 1952 г. на острове Диксон. Похоронен в Санкт-Петербурге на Шуваловском кладбище.

Именем Владимира Воронина названы:
Арктический морской институт в Архангельске – филиал Государственного университета морского и речного флота имени С.О.Макарова,
Подводный жёлоб Воронина в Карском море,
Острова Воронина в Карском море,
Мыс Воронина на Земле Франца-Иосифа,
Ледник Воронина на Земле Франца-Иосифа,
Залив Воронина в Баренцевом море (на острове Солсбери),
Губа Воронина на Новой Земле,
Бухта Воронина на Новой Земле,
Мыс Воронина на Земле Виктории в Антарктиде,
Бухта Воронина на Земле Королевы Мод в Антарктиде,
Ледокол «Капитан Воронин».
Улицы в Санкт-Петербурге, в Беломорске, Северодвинске и Екатеринбурге.